.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедия "Дикари"
Режиссёр: Виктор Шамиров.
Сценарист: Виктор Шамиров. Оператор: Денис Панов. Композитор: Максим Головин.
Художники: Константин Витавский, Константин Мельников, Владимир Душин.
Россия. Производство: Киноплан. 2006.
Лето, море, солнце... Они
приезжают на это место отдыхать "дикарями" уже много лет подряд... Жанр
фильма определен, как комедия, хотя комедией он в полном объеме не является. Да,
есть немало забавных, смешных моментов, но в целом картина оставляет ощущение
какой-то светлой грусти. Это, скорее, фильм о кризисе среднего возраста, фильм-прощание
с молодостью. Легкий и ненавязчивый. Не случайно и второе название фильма - "Край
лета".
Премьера: 23 ноября 2006.
Главные герои:
Ай-Яй ()
Мистер ()
Валерчик ()
Киса Кацман ()
Ваня ()
Диана ()
Чёрный ()
Барон ()
Алина ()
Касаткин ()
Вадик ()
Борюсик ()
Миха ()
Женя ()
Другие персонажи:
Гоблин (Андрей Гринев)
Князь ()
Аня-француженка ()
Незнакомка ()
Старшая Змея (Людмила Халилуллина)
Средняя Змея (Софья Ледовских)
Младшая Змея ()
Таня-длинная (Дарья Березовская)
Карина ()
Катя (Анна Ковалёва)
Лорик ()
Василий ()
|
Мурзя () "Рыба" (Елена Полякова)
Роберт ()
Агапов (Юрий Яковлев-Суханов)
Катя (Алина Ольшанская)
человек на пляже (Сергей Голюдов)
человек в баре (Константин Глушков)
отдыхающий (Александр Булейко)
Драпокур (Вадим Кононов)
Петрович, сторож (Евгений Батурин)
Аннушка (Ольга Добрина)
диджей и судья на волейболе (Максим Браматкин) |
Эпизоды: Марина Петренко, Борис Талах, Анна Туеважукова, Виталий Кононов, Ровшан Бабаев.
Рецензия от Алекса Экслера
(Ай-яй): А ведь и правда, малыш. В такую погоду
помогает только хороший затяжной секс. Причем
не одному, а с кем-то. Вот с кем?
(Ваня): Чего ты на меня-то смотришь?
Здесь свои негодяи и свои герои, свои оскары уайльды и свои жанны д'арк.
Майк Науменко, "Шесть утра"
Крым, район Балаклавы. Маленький студенческий лагерь, выглядящий точно так
же, как и все остальные студенческие лагеря: деревянные коттеджики без удобств,
волейбольная площадка, столовая и пятачок для танцев. На лесистых склонах вокруг
лагеря, поближе к морю, располагаются стоянки дикарей - вольных туристов: палатки,
навесы, костровища, а также мусорные ямы, в которых пустые бутылки из-под водки
заметно преобладают над консервными банками.
Самой знаменитой стоянкой
дикарей верховодит некий Ай-яй (Гоша Куценко) - мужчина явно не студенческого
возраста (скорее преподавательского) с бритой головой и перманентным пофигистически-мятущимся
состоянием. Пофигистическое состояние его касается практически всех возможных
сторон этой туристической жизни, а мятущееся относится к вопросам взаимоотношений
полов: Ая-яй настолько уже навзаимоотношался с дамочками всех мастей и возрастов,
ищущих в местных краях отдыха для души, а главное - для тела, что уже подумывает
о том, что, может, сменить на старости лет ориентацию - в конце концов, в этой
жизни стоит все попробовать, пока светит солнце, плещется море, а летний пляж
навевает тягучую истому.
Рядом с Ай-яем постоянно тусуется
Мистер (Марат Башаров) - также мужчина средних лет, чья непрерывная алкогольная
интоксикация вовсе не мешает ему искать ту самую единственную, ради которой стоит
жить. Ну и пить, разумеется. Стоит жить и пить одновременно - вот лозунг Мистера.
Впрочем, поиски неведомой Принцессы не мешают ему периодически спариваться с безотказными
или отказливыми, но уговариваемыми "пионерками", коими так и кишит данная местность,
потому что любовь любовью, а порядочному, хотя и пьяному мужчине периодически
все же требуется женщина - в конце концов, это закон природы. О Мистере, как и
об Ай-яе, мало что известно, за исключением разве того, что у Мистера водятся
деньжата, которые он периодически теряет, пугая всю тусовку дикими воплями "Забыл,
где заначку зарыл", но потом все-таки находит.
Также на стоянке постоянно
присутствуют Аня-француженка (Сесиль Плеже) - вполне реальная иностранка, не говорящая
по-русски, которая черт знает как оказалась в этих местах, молодой застенчивый
парень Ваня (Тихон Жизневский), которого в эти края затащила сестра Алина (Ирина
Новак), две приблудные девушки, ну и еще всякий разный народ.
Сверху, немного поодаль от стоянки
Ай-яя, живут суровые крупномышцые мужчины: Вадик (Анатолий Журавлев), Борюсик
(Павел Сборщиков) и Миха (Спартак Сумченко). Мужчины не только крупномышцые, но
и крутопьющие, поэтому им в своей компании мало кто нужен - точнее, с ними мало
кто выживет, когда мужики разгуляются. А друг с другом они справиться могут -
все-таки габариты вполне соответствующие.
Чуть правее обосновался
почти настоящий индеец Киса Кацман (Эвклид Кюрдзидис), почти никогда не сидящий
на месте, и левее - Черный (Владислав Галкин), который в обычной жизни является
передовиком производства, а на отдыхе - передовиком тяжелого и изнурительного
секса.
Чем занимаются все эти люди?
Отдыхают. Наслаждаются морем, водкой, друг другом, песнями, звездами, периодическими
драчками и даже занятиями спортом - похмельным волейболом. Им предстоит отметить
день рождения Валерчика (Константин Юшкевич), пережить отъезд Роберта (Егор Дронов),
приезд Барона (Алексей Горбунов) и несколько дней дождей. А потом они будут наслаждаться
красотой окончания лета и одновременно грустить о том, что и этот отпуск уже заканчивается.
***
Сценарий "Дикарей" написал
режиссер фильма Виктор Шамиров на основе своих воспоминаний о подобном летнем
отдыхе: Шамиров сам любит отдыхать дикарем в палатке у моря и считает, что этот
вид отдыха несравним ни с какими курортными удовольствиями и развлечениями.
Виктор - режиссер театральный,
и многие персонажи сценария сразу писались под определенных актеров, играющих
в его постановке "Ladies Night. Только для женщин": Гошу Куценко, Марата Башарова,
Эвклида Кюрдзидиса, Павла Сборщикова, Константина Юшкевича, Вячеслава Разбегаева.
По стилю фильм "Дикари" чем-то напоминает первую по-настоящему народную комедию
"Особенности национальной охоты": мужики (и тетки) отдыхают, беседуют, пьют, попадают
по собственной или чужой дурости в разные затруднительные ситуации, выпутываются
из них или даже и не выпутываются, потому что пофиг. Четкий сюжет при этом отсутствует,
действие разделено на некий набор мелких историй, а иногда даже и не историй,
а так, определенного настроения - как, например, в сюжете "Край лета".
Но это, кстати, и хорошо! Потому
что "Дикари" - не столько комедия положений, сколько картина ощущений, воспоминаний
и приятной ностальгии. Шамирову удалось создать фильм, очень четко передающий
состояние летнего дикого отдыха - чисто российского. За всякими турциями, испаниями,
таиландами и мальдивами мы забываем о том, что существует совсем другой отдых:
без гламура, без пафоса, без удобств, но если после пятизвездочного отеля в Турции
вспоминается только то, сколько денег на это пришлось потратить, то достаточно
один раз съездить дикарем вот на такую стоянку - и до конца жизни будешь вспоминать
запах моря, посиделки, ночные купания, бурную и всепоглощающую любовь, длящуюся
дня два или даже три, забавное происшествие с Толяном (Коляном, Тофиком или Сергеем
Петровичем), историю с пропажей билета и прощание с летом перед отъездом. Почему?
Да потому что все живое, естественное и очень свое, российское, и неважно при
этом, что тот же родной Крым, стараниями одного лысого пряника, уже давно не российский.
При этом в "Дикарях" нет никакого
морализаторства. Шамиров вовсе не агитирует за подобный вид отдыха и никак его
не приукрашивает. Просто буйное лето, фантастически красивое море, завлекающие
бухты и жизнь, как в последний раз.
Персонажи "Дикарей" -
они очень разные. Но очень живые и естественные. Они все - одновременно и негодяи,
и герои, а в общем и целом - обычные люди, которых большинство. Пьют, свинячат,
раскаиваются, злятся, ревнуют, влюбляются, поют, веселятся и грустят. Но каждый
из них - со своим особенным характером и какими-то очень интересными чертами.
Ай-яй в исполнении Гоши Куценко - просто блеск. Загадочный парень (кто он такой
и чем занимается в обычной жизни - невозможно понять до финальных титров, где
даются разгадки), рулящий стоянкой на правах старожила невозмутимо и цинично.
Некоторые зрители считают, что в последние два-три года Куценко в кино уже слишком
много, но я с ними не согласен: Ай-яя кроме Куценко никто бы не сыграл с таким
блеском. Каждое его заявление - весомо и забавно, а иногда Ай-яю даже не нужно
ничего говорить: достаточно просто глянуть своим фирменным взглядом с совершенно
уникальным выражением лица.
Второй главный персонаж - Мистер
в исполнении Марата Башарова - просто фейерверк какой-то! Мистер, в отличие от
Ай-яя, все время непрерывно и совершенно безнадежно пьян, однако что он при этом
вытворяет - это просто нужно видеть! Особенно хороши его совершенно детские всхлипывания
и обиды, а также резкие переходы к агрессии и обратно.
В фильме много достаточно
ярких характеров, и перечислять особенности их поведения - нет смысла. К сожалению,
далеко не все введенные в картину яркие персонажи были полностью раскрыты, и это
один из недостатков постановки, о которых говорят критики. Например, Барон - Алексей
Горбунов - появился в "Дикарях" весьма эффектно, и это явно сделало заявку на
то, что он станет одним из главных персонажей картины, а потом как-то притих и
сдулся. То ли его при монтаже вырезали, то ли просто с ним не дотянули - трудно
сказать.
Зато персонаж Валерчика
(Константин Юшкевич), боевого владельца джипа, был продемонстрирован именно так,
как нужно: завязка, Валерчик с Бароном цепляют девушек, а потом Валерчик напивается
на своем дне рождения - вот тут нет никаких вопросов, характер цельный, выпуклый
и должным образом упившийся в качестве эффектного финала. (Кстати, Юшкевич в этом
фильме жутко похож на Клайва Оуэна.)
Да, у фильма есть определенные
недостатки в постановке и сценарии, однако мне на них, если честно, не хочется
обращать никакого внимания. Мне эти недостатки не мешают. Потому что Шамиров и
актеры сумели сделать очень живое, веселое и симпатичное кино, которое и смотрится
хорошо, и обладает вполне приятным послевкусием. Вспоминаешь одни эпизоды - улыбаешься,
вспоминаешь другие - начинаешь смеяться, и сразу уже хочется пересмотреть этот
фильм.
Некоторые зрители ставят Шамирову
в укор излишний, как они считают, натурализм, мат-перемат и вообще - сплошной
"кильвыражанс". Не соглашусь ни по одному пункту. Эротика и натурализм в фильме
демонстрируются аккуратно и вполне со вкусом. С матом - вообще интересная ситуация.
Я вообще мат в кино переношу с трудом - только тогда, когда это действительно
к месту. И вот в данном случае, несмотря на довольно часто звучащие матюки, это
все действительно на редкость к месту. Не коробит, не царапает, а наоборот - напоминает
вполне реальные диалоги реальных компаний на отдыхе и создает должный колорит.
С диалогами, кстати, вообще
разговор особый. Диалоги - традиционная беда многих сценариев. И в данном случае
особенно приятно то, что разговоры персонажей - очень узнаваемые и живые. Причем
Шамиров рассказывал в интервью, что многие из диалогов рождались непосредственно
на съемочной площадке - их придумывали сами актеры, которым съемки в этом фильме,
и это хорошо видно, доставляли большое удовольствие, потому что тоже цепляли что-то
свое, личное.
В общем, очень хорошее кино,
я даже и не ожидал. Но оно понравится не всем, так же как и "Особенности национальной
охоты". Кто не отдыхал дикарем в Крыму или в Сочи, кто не ездил в стройотряды
(кстати, не зря в последних кадрах Ай-яй сидит в такой родной для многих строяковской
курточке), кто не трахался в палатке и кто не выходил играть в волейбол с дикого
бодуна - тот, скорее всего, не поймет, в чем прелесть этой картины. Зато тем,
кто понимает, - это станет бальзамом на измученную ностальгией душу. Прям как
будто снова побывал в этих местах, снова выпил с пацанами, снова трах
пообщался с "пионерками" - в общем, по-настоящему культурно отдохнул.
Отличный фильм. Прямо-таки знаковый, хотя вроде как вполне простенький и без
претензий.
***









Автор - Алекс Экслер