Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Драма "Тени исчезают в полдень"

Режиссёр: Владимир Краснопольский, Валерий Усков.
Сценаристы: Арнольд Витоль, Анатолий Иванов.
Операторы: Пётр Емельянов, Владимир Минаев
Композитор: Леонид Афанасьев. Художник: Николай Маркин.
СССР. Производство: «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР. 1971, 1973.

Тени исчезают в полдень7-серийная телевизионная драма, экранизация одноимённого романа Анатолия Иванова. Масштабное повествование о нескольких поколений односельчан сибирского села Зеленый Дол с момента прихода Советской власти до 50-х годов.

Премьера: 14 февраля 1972 (ТВ), 29 апреля 1974 (кино)

Награды:
Большой приз на фестивале телевизионных фильмов в Ташкенте (1973).

Герои фильма:
Захар Захарыч Большаков (Пётр Вельяминов)
Марья Воронова (Нина Русланова)
Устин Акимыч Морозов / Константин Андреевич Жуков (Сергей Яковлев)
Пистимея Макаровна Морозова / Серафима Аркадьевна Клычкова (Александра Завьялова)
Илья Юргин, Купи-продай (Борис Новиков)
Фрол Петрович Курганов (Валерий Гатаев)
Стеша, жена Фрола (Элеонора Шашкова)
Анисим Шатров (Лев Поляков)
Клавдия Никулина (Галина Польских)
Фёдор Морозов (Геннадий Корольков)
Варя Морозова (Ольга Науменко)
Митька Курганов (Анатолий Шаляпин)
Антип Никулин (Евгений Шутов)
Андрон Овчинников (Иван Рыжов)

Другие персонажи:

Филимон Колесников (Анатолий Соловьёв)
Наталья Меньшикова (Людмила Давыдова)
Андрей Лукин (Юрий Орлов)
Егор Кузьмин (Валерий Малышев)
Марфа (Валентина Владимирова)
Демид Меньшиков (Роман Филиппов)
Филипп Меньшиков (Сергей Полежаев)
Ольга Воронова, дочь Анисима и Марии (Галина Логинова)
Иришка, внучка Анисима (Ирина Борисова)
Аркадий Арсентьевич Клычков (Владимир Самойлов)
Андрей Васильевич Жуков (Пётр Должанов)
Петр Иванович Смирнов (Борис Чинкин)
Даниловна (Александра Данилова)
Мироновна (Валентина Ананьина)
Авдотья (Клавдия Козлёнкова)
Клашка (Лариса Воронова)
Федька Морозов (Василий Свистунов)
Миша (Николай Лиров)
Мария Дмитриевна (Клавдия Хабарова)
Татьяна Васильевна (Тамара Логинова)
Натаха Меньшикова в детстве (Таня Чукина)

чекист, командир отряда продразверстки (Константин Бердиков)
Матрена Меньшикова, жена Филиппа (Алевтина Румянцева)
Матвейка, приказчик Клычкова (Игорь Суровцев)
Митрошка (Александр Лёвушкин)
Виктор Андреевич (Виктор Шульгин)
мать Стеши (Манефа Соболевская)
Михей, отец Стеши (Николай Бармин)
доктор, лечивший Захара после нападения (Владимир Дорофеев)
Митька Курганов в детстве (Сергей Чекан)
летчик (Никита Астахов)
Ольга Ивановна (Елена Вольская)
Кирпичников, купец (Николай Горлов)
Чуев, купец (Александр Дегтярь)
Коровин, купец (Иван Жеваго)
Соболев, купец (Василий Корнуков)
Пичужкин, купец (Иван Турченков)
начальник МТС (Борис Юрченко)
бухгалтер совхоза (Пётр Савин)
Алексей Владимирович (Виктор Уральский)
колхозница (Валентина Тэжик)

Эпизоды: Николай Парфёнов и др.

Экранизация романа Анатолия Иванова

Тени исчезают в полдень - фильмТворческий тандем режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова образовался в 60-е годы. Они вместе поставили фильмы «Самый медленный поезд» и «Таёжный десант», которые большого успеха не имели. Другое дело социальная мелодрама «Неподсуден» с Олегом Стриженовым и Людмилой Максаковой в главных ролях. В прокате 1969 года эта лента собрала более 43 миллионов зрителей, заняв среди отечественных фильмов второе место (на первом оказалась знаменитая «Бриллиантовая рука» Леонила Гайдая).  И, всё-таки, настоящий успех режиссёров был впереди.

Однажды во время лыжной прогулки в Подмосковье Краснопольский и Усков помогли девушке, подвернувшей ногу, добраться домой. В благодарность она подарила спасителям книгу Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Этот роман вышел ещё в 1963 году и довольно быстро стал популярным. Но режиссёры о нём не слышали. Когда же они ознакомились с книгой, то оказались восхищены историей. Тут же возникла идея экранизации.

К написанию сценария фильма привлекли Аннольда Витоля, который ранее уже адаптировал для кино произведения Шолохова «Нахалёнок» и «Донская повесть». В качестве соавтора выступил сам автор романа Анатолий Иванов.

Тени исчезают в полдень - фильмСюжет фильма получился очень близким к роману. Это - история небольшой сибирской деревни Зелёный Дол, которая стала стала отражением судьбы всей России и Советского Союза зна протяжении длительного периода: с начала ХХ века и до конца 50-х годов. Здесь нашли своё отражение и последние годы Российской империи, и Гражданская война, и коллективизация, и Великая Отечественная война, и послевоенное восстановление народного хозяйства.

Начинается история с того, что наследники богатых сибирских семей Константин Жуков и Серафима Клычкова после окончания Гражданской войны оседают в таёжной деревне под чужими именами. Для окружающих они теперь Устин и Пистимея Морозовы. Новоявленные Морозовы считают поражение Белой армии случайным, а Советскую власть временной, нужно лишь переждать, а заодно бороться изнутри. Но время идёт, страна развивается, Советская власть крепчает. Вокруг Морозовых чужие по образу жизни люди, и даже их дети Фёдор и Варя вырастают с новыми ценностями и взглядами. На месте деревни создаётся колхоз имени погибшей от рук бандитов Марьи Вороновой. Председателем колхоза становится Захар Большаков…

Считается, что прототипами четы Клычковых-Морозовых в фильме были реальные исторические личности купеческая семья Андриан и Анна Черепановы. Адриан Черепанов в годы Гражданской войны создал белый партизанский отряд, боровшийся с Советской властью до 1922 года. Бок о бок с мужем была и Анна Черепанова. В одной из схваток она лично зарубила шашкой трёх коммунистов. После окончания войны Черепановы, распустили отряд, уехали на север и поселились под другой фамилией. Адриан прожил 70 лет и скончался так и неузнанным. А вот Анну Черепанову, работавшую сначала счетоводом, затем заведующей столовой, а потом дослужившейся до заведующей торгом, в начале 1970-х годов случайно опознал житель Приленья, случайно приехавший в Красноярск. Это его родителей она зарубила в Гражданскую войну, и 14-летний мальчик тогда на всю жизнь запомнил её лицо. Следствие всё это подтвердило, но из-за истечения срока давности Анну не осудили. В фильме судьба Клычковых-Морозовых сложилась иначе...

Съёмки фильма, исполнители главных ролей

Тени исчезают в полдень - фильмСъёмки фильма проходили в Москве, Звенигороде и на Урале - в поселках Сарана и Саргая Свердловской (ныне Екатеринбургской) области. Уральские посёлки и были преобразованы в сибирскую деревню Зелёный Дол, где происходили основные события картины. Там же была найдена скала Аликаев камень, которая в фильме превратилась в знаменитый Марьин утес.

На главные роли режиссёры привлекли не только опытных мастеров, но и малоизвестных, а то и вовсе неизвестных на тот момент актёров. Самым опытным, был, пожалуй, Борис Новиков, сыгравший до этого множество интересных ролей. Но даже для него именно сериал «Тени исчезают в полдень» стал именно той картиной, которая принесла всесоюзную славу. Борис Новиков создал незабываемый, яркий образ Ильи Юргина по прозвищу Купи-продай.

В роли Устина Морозова снялся также опытный актёр Сергей Яковлев, блестяще перевоплотившийся в скрытого врага Советской власти. А вот на роль его жены Пистимеи изначально предлагалась Татьяна Доронина. Но авторы фильма посчитали, что она не подходит. «Нужна была красивая русская женщина, которая бы всех очаровывала, а внутри была гнилой», – рассказывал Владимир Краснопольский. Перебрав варианты, режиссёры остановили свой выбор на Александре Завьяловой.

Тени исчезают в полдень - фильмАлександра Завьялова создала образ своей героини на протяжении длительного жизненного периода – от эффектной, ослепительно красивой и капризной дочери богача Клычкова до исходящей злобой пожилой женщины, понимающей, что её время ушло. Это было ярко, убедительно, живо. Да, в активе актрисы до этого было несколько главных ролей в кино, но, как и в случае с Борисом Новиковым, «выстрелила» именно Пистимея, ставшая визитной карточкой актрисы. Да само имя Пистимея благодаря ей в Советском Союзе стало нарицательным.

А вот, что рассказывал о самой актрисе Владимир Краснопольский: «"Тени исчезают в полдень" мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила — до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. <…> В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически-демоническое».

Тени исчезают в полдень - фильмРоль Марьи Вороновой отдали молодой Нине Руслановой. Ранее она снялась в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи». Но та картина, едва выйдя, тут же была снята с проката, и поэтому широкому кругу зрителей актриса осталась практически неизвестной. Также большинству зрителей была незнакома и Ольга Науменко, сыгравшая Варю Морозову.

И уж совсем никто не знал, да и не мог знать, Петра Вельяминова. Ведь до этого он вообще не снимался в кино. Мало того, актёр Свердловского театра драмы считался «неблагонадёжным», поскольку происходил из дворянского рода, за что, в своё время, девять лет провел в сталинских лагерях. Поэтому «сверху» выступили против этой кандидатуры. Но режиссёры оказались настойчивы. Они верили в талант Вельяминова, видели в роли Захара именно его и никого больше. Краснопольский и Усков пошли даже на то, что в письменной форме пообещали, что, если получится плохо, то они переснимут фильм на собственные деньги с новыми артистами. И тогда Вельяминова, как и ряд других актёров, по которым были вопросы, утвердили.

Изначально хронометраж фильма планировался в пять серий. Но отснятого материала получилось гораздо больше, и руководство «Мосфильма» разрешило увеличить продолжительность до семи серий.  А вот к содержанию у худсовета возникло немало вопросов. После просмотра картины авторам был предъявлен список из 111 замечаний. Если бы их все (или даже частично) приняли, то получился бы совершено иной фильм. К счастью для создателей фильм очень понравился первому заместителю председателя Гостелерадио Энверу Мамедову, и тот выступил в их защиту, буквально порвав на глазах у худсовета этот список.

В итоге 14 февраля 1972 года состоялась премьера фильма на телевидении, а в апреле его показали в кинотеатрах.

Душевная история простых людей

Тени исчезают в полдень - фильмВалерий Усков и Владимир Краснопольский рассказывали, что при съёмках фильма ставили цель не разочаровать зрителей, которые уже читали роман Анатолия Иванова. В итоге же получилось ещё лучше. Фильм имел ошеломительный успех и добавил популярности самой книге. Рассказывают, что сразу после премьеры в библиотеках роман «Тень исчезают в полдень» моментально разобрали (некоторые экземпляры безвозвратно).

Так в чём же секрет успеха? Как это часто бывает – сложилось сразу много факторов. Конечно же, сама литературная основа – роман действительно был отличным. Плюс к этому – режиссёры сумели найти свою тему, свой жанр, который им оказался близок, и в котором они в дальнейшем работали. Валерий Усков рассказывал: «МЫ НЕ делали картину политической. Мы делали фильм о судьбе людей в водовороте истории. И «враги» (по прежним понятиям) — Пистимея и Устин — были нами показаны как люди с трагическими судьбами. Шура Завьялова и Сергей Яковлев великолепно их сыграли! Некоторые сцены в свое время даже были вырезаны цензурой именно из-за силы воздействия! Например, сцены купеческих гулянок отца Пистимеи, когда ей бородой одного из мужиков чистят ботинки. Или сцену воспоминаний Пистимеи, как отец ей дал миллион «на шпильки и шляпки».

Немаловажное значение сыграл и великолепный актёрский состав. Уже именитые актёры и ранее неизвестные широкой публике – все они сыграли на высочайшем уровне. Да что там «сыграли», они жили своими персонажами, настолько с ними срослись, что зрители потом стали их отождествлять с киногероями. На телевидение после выхода фильма приходили мешки писем, где адресатом стоял не актёр Пётр Вельяминов, а председатель колхоза Захар Большаков. А вот ещё случай – однажды Вельяминов со съёмочной группой уже другого фильма оказался в деревне, и к нему тут же подошли местные жители, чтобы посоветоваться, как вести хозяйство.

Надо отдать должное и музыке. Краснопольский и Усков привлекли к работе композитора Леонида Афанасьева, с которым уже работали на фильме «Неподсуден». Музыкальное сопровождение получилось великолепным, а песня «Гляжу в озёра синие» на стихи поэта Игоря Шаферана сразу же полюбилась миллионам советских зрителей.

И, наконец, сам формат фильма – 7 серий. В Советском Союзе не было понятия «сериал», были многосерийные художественные фильмы. Но их было крайне мало, да и те – три-четыре серии. А тут полноценный сериал, соединивший в себе драму и мелодраму, отразивший простую жизнь обычных людей. Зрители каждый день стремились к телеэкранам, чтобы увидеть продолжение. Однозначно, фильм «Тени исчезают в полдень» стал явлением в нашем кинематографе, заложил основы нового жанра. Его помнят и любят спустя десятилетия.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.