Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-1 + ГОЛОСОВАНИЕ-2 * ВИКТОРИНА
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО + фото из журналов * ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТЁРЫ * ОБОИ * ФОРУМ

Филиппов Роман_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1954 Чемпион мира
1959 Зелёный фургон
1960 Человек не сдаётся
1960 Впереди - крутой поворот
1961 День, когда исполняется 30 лет
1961 Девчата
1962 Улица младшего сына
1963 Последний хлеб
1963 Не плачь, Алёнка - короткометражный
1964 Рогатый бастион
1964 Ноль три
1964 Криницы
1964 Донская повесть
1965 Любимая
1965 Город мастеров
1966 Чужое имя
1966 Три толстяка
1966 Саша-Сашенька
1968 По Руси
1968 Надпись на срубе - короткометражный
1968 Бриллиантовая рука
1970 Свои люди - сочтемся - фильм-спектакль
1970 Два дня чудес
1971 Телеграмма
1971 Старики-разбойники
1971 Конец Любавиных
1971 Драма из старинной жизни
1971 Джентльмены удачи
1971 Двадцать лет спустя - фильм-спектакль
1971 12 стульев
1971, 1973 Тени исчезают в полдень
1972 Развод по-нарымски - фильм-спектакль
1972 Гроссмейстер
1972 Визит вежливости
1973 Тёща
1973 Так и будет - фильм-спектакль
1973 Красный агат
1973 Кортик
1974 Любовь земная
1975 Лес - фильм-спектакль
1975 Достигаев и другие - фильм-спектакль
1976 В одном микрорайоне - фильм-спектакль
1976 Ансамбль неудачников - короткометражный
1977 Судьба
1977 Провинциальная история - фильм-спектакль
1977 Оптимистическая трагедия - фильм-спектакль
1977 Дипломаты поневоле
1977 Джентльмены, которым не повезло - фильм-спектакль
1977 Горе от ума - фильм-спектакль
1977 Весь мир в глазах твоих
1978 По улицам комод водили...
1978 Живите в радости
1978 Баламут
1979 Русские люди - фильм-спектакль
1979 Поэма о крыльях
1979 Плутни Скапена - фильм-спектакль
1979 Дикая охота короля Стаха
1979 Возьми меня с собой
1980 Юность Петра
1980 Незнакомец - фильм-спектакль
1980 В начале славных дел (СССР, ГДР)
1981 Царь Федор Иоаннович - фильм-спектакль
1981 Доходное место - фильм-спектакль
1982 Чародеи
1982 Суббота и воскресенье - короткометражный
1982 Срочно... секретно... Губчека
1982 Женатый холостяк
1983 О странностях любви
1983 В поисках выхода
1984 Жизнь и книги Александра Грина - фильм-спектакль
1985 Дети солнца
1986 Пётр Великий (США)
1986 Борис Годунов (СССР, Чехословакия, ГДР, Польша)
1987 Портрет - фильм-спектакль
1987 Недоросль - фильм-спектакль
1987 Мисс миллионерша
1987 Акселератка
1989 Сувенир для прокурора
1989 Долгий день уходит в ночь - фильм-спектакль
1989 Вход в лабиринт
1990 Недоросль - фильм-спектакль
1990 Захочу - полюблю
1990 Аферисты
1991 Хищники
1991 Призраки зеленой комнаты
1991 Очаровательные пришельцы
1991 Маэстро с ниточкой
1991 Действуй, Маня!
1991 Господня рыба
1991 Говорящая обезьяна
1992 Господа артисты (Украина, Россия)
1993 Чертовы куклы (Беларусь)
1993 Заложники "Дьявола"
1993 Аляска Кид (ФРГ, Россия, Польша)

ФИЛИППОВ
Роман Сергеевич

24.01.1936, Симферополь – 18.02.1992, Москва

Заслуженный артист Белорусской ССР (1967)
Народный артист РСФСР (1987)

Детство

Роман Филиппов родился в актерской семье. Его родители Сергей Александрович Филиппов и Анна Григорьевна Кудерман служили в Ленинградском Большом Драматическом Театре. Мама Романа продолжала выступать, будучи беременной, и родила во время гастролей в Симферополе. Однако сына ей не довелось увидеть: Анна Григорьевна скончалась на операционном столе от заражения крови.

Воспитанием мальчика первое время занимались его отец и бабушка. А когда Роме исполнилось три года, отец женился во второй раз. Его новая супруга, Ирина Сергеевна, была женщиной образованной и культурной. Отношения к театру она не имела, но разбиралась в нем и очень любила.

После женитьбы Сергей Филиппов с семьей переехал в Горький (ныне - Нижний Новгород), где и прошло детство Романа. Мальчик с ранних лет любил читать, увлекался шахматами, а вот о сцене он до поры до времени не грезил. Все перевернулось с приездом на гастроли в Горький Малого театра и конкретно Веры Пашенной. Знаменитая актриса была приглашена в школу прослушать учеников для определения актерского таланта. В их числе оказался и десятиклассник Роман Филиппов. Высокий, статный, с густым басом, он сразу привлек внимание Веры Николаевны, и она порекомендовала ему поступать в театральный. Роман последовал ее совету…

Начало актерской карьеры

Окончив в 1953 году школу, Роман Филиппов отправился в Москву, где поступил в театральное училища им. Щепкина, на курс Веры Пашенной. Ему довелось учиться с Алексеем Эйбоженко, Юрием Соломиным, Виктором Борцовым – в будущем ставшими знаменитыми и всенародно любимыми актерами.

В 1957 году Роман Филиппов получил диплом и был принят в труппу Малого театра. Однако проработал он там не долго - до 1960 года, после чего покинул коллектив. В официальной версии пишут, что причиной стал конфликт с главным режиссером Михаилом Ивановичем Царёвым. Однако супруга Романа Филиппова Екатерина Андреевна описывала эту ситуацию несколько иначе: «…с его фактурной внешностью Филиппову постоянно поручали яркие, но эпизодические роли. Он обивал режиссерский порог, спрашивал: «Когда я буду играть нормальные роли?» - на что мэтры Малого театра жестоко отрезали: «После нашей смерти». А потом еще вышла нелепая ссора с Верой Пашенной… Роман тогда получал в театре копейки, жил впроголодь… Однажды он написал заявление на прибавку жалованья. Суровая Пашенная созвала собрание и стала возмущаться: «Как могут молодые актеры требовать повышения, когда великие получают мизер?!» Рома был остр на язык: «Но я ем больше, чем вы и все наши именитые актеры, вместе взятые!» Вера Николаевна была шокирована, раскричалась. Рома хлопнул дверью и написал заявление на увольнение…»

Любовь на всю жизнь

Со своей будущей женой Екатериной Роман Филиппов познакомился на съемках военной драмы «Человек не сдается», где снимался в небольшой роли диверсанта Пауля. У Екатерины же отец работал там директором картины, и она приехала посмотреть на процесс создания фильма.

Екатерина Андреевна вспоминает их первую встречу: «Как сейчас помню это ощущение: автобус накренился… И я почувствовала, а не просто увидела, как пустой салон наполняется Ромой. И вот он замечает щупленькую студенточку в белом платьице и выдыхает своим басом: «О-го!» И вот на глазах у папы, через 20 минут после знакомства со мной, Рома встает на колени и делает предложение. «Она же еще совсем ребенок!» - рассвирепел отец, не разбирая, шутка это или нет. А потом с рыком бросился за новоявленным зятем. Рома - наутек. Конечно, сцена уморительная: дерзкий мальчишка Филиппов был в два раза здоровее преследователя. Рома с гоготом кинулся в местный пруд, а папа в ярости стал подбирать на берегу камни и целиться в плавающего подлеца. Рома нырял, уворачивался… А я так и не увидела финала - лишилась чувств…»

Это была любовь с первого взгляда, причем с обеих сторон. Они встречались во время съемок и продолжили отношения после их окончания. Причем отношения эти были очень чистыми и вполне невинными. После окончания съемок Екатерина вернулась домой в Минск, а Роман в Москву. Но расстояние не было для влюбленных помехой, Роман регулярно приезжал к Екатерине, а уж созванивались они каждый день.

Москва - Минск

После ухода в 1960 году из Малого театра Роман Филиппов работал в театре имени А.С. Пушкина, которым руководил Борис Иванович Равенских. Параллельно с 1961 года актер стал сотрудничать со Всероссийским гастрольно-концертным объединением. Там он играл в спектакле режиссера Иоакима Шароева «Пришедший в завтра» по произведениям Маяковского. Эта постановка получила высокую оценку в прессе, и заслугой тому, прежде всего, актерская работа Романа Филиппова.

В 1962 году Роман Филиппов принял решение покинуть столицу и перебраться к своей любимой в Минск. Екатерина к тому времени окончила институт и стала работать театральным педагогом. А Филиппов влился в труппу академического театра имени Янки Купалы.

По поводу его переезда из Москвы в Минск в журнале «Крокодил» даже появился фельетон: мол, Филиппов предал поэта Маяковского (имелся ввиду его спектакль «Пришедший в завтра») во имя какой-то роковой женщины… Этой «роковой женщиной» и была молоденькая Екатерина, которая после переезда, наконец, стала его официальной женой.

Для работы в минском театре Роману Филиппову поставили обязательное условие выучить белорусский язык. И актер продемонстрировал поистине удивительные лингвистические способности, освоив его за крайне короткий срок (в одних источниках указывается 7 дней, в других – 2 недели, но это сути дела не меняет).

В Белорусском государственном академическом театре имени Янки Купалы Роман Филиппов проработал до 1969 года, став одним из ведущих актеров труппы. Здесь им были сыграны Белугин в «Женитьбе Белугина», Астров в «Дяде Ване», Сатин в «На дне», Журден в «Мещанине во дворянстве» и другие роли. Кроме того, актер увлёкся белорусской поэзией, занялся переводами, снимался в белорусских кинолентах (Григорий Распутин в фильме «Крах»). За все это по совокупности Роман Сергеевич был удостоен звания заслуженного артиста Белорусской ССР.

Кино. Путь к успеху

Впервые на экране Роман Филиппов появился еще в 1954 году в эпизодической роли борца в спортивной драме «Чемпион мира». Роль была настолько мала, что актера даже не упомянули в титрах. А первой заметной работой Филиппова в кино стал Федька Бык в приключенческой ленте режиссера Генриха Габая «Зеленый фургон», вышедшей в 1959 году.

В 60-е годы актер регулярно снимался в небольших ролях. Наиболее заметными были: лесоруб Вася Зайцев в комедии «Девчата» (тот самый, который заявлял главной героине: «Техника! Тут соображать надо! Это тебе не картошку варить!»), барон Мушарон в сказке «Город мастеров», революционер Просперо в сказке «Три толстяка».

Наконец, в 1968 году Роман Филиппов был приглашен в знаменитую кинокомедию «Бриллиантовая рука». Роль, которая ему досталась, была крошечной, но осталась в памяти зрителей на десятилетия. Его герой, посетитель ресторана Евгений Николаевич Ладыжинский, приставал к главному герою с вопросом: «Ты зачем усы сбрил?», а затем, разобравшись, приглашал: «Ну, будете у нас на Колыме - милости просим!» Фразы мгновенно ушли в народ, стали крылатыми, а сам Филиппов с тех пор неизменно ассоциировался в сознании зрителей со своим героем с Колымы.

Возвращение в Малый театр

Успехи на сцене и в кино принесли Роману Филиппову заслуженное признание, и в 1969 году он принял приглашение Царева вернуться в Москву. Вслед за мужем перебралась в столицу и его супруга. С этого времени и до конца своих дней Филиппов оставался верен сцене Малого театра, став одним из ведущих его актеров.

За годы работы Роман Филиппов создал целую галерею блестящих образов: Глоба в «Русских людях», полковник Иванов в спектакле «Так и будет», Скалозуб в «Горе от ума», Борцов в «Пучине», Лотохин в «Красавце-мужчине», Осип в «Ревизоре», Абрезков в «Живом трупе», Скотинин в «Недоросле», Журден в «Мещанине во дворянстве», Отец в спектакле «Долгий день уходит в ночь», Астров в «Дяде Ване» и многие другие.

Одна из самых ярких работ Филиппова на сцене Малого театра - Аркадий Несчастливцев в спектакле «Лес» по пьесе Островского, премьера которого состоялась в 1975 году. Вот как писали об этой роли газеты: «Такого внутренне сложного Несчастливцева, как Несчастливцев Филиппова, с таким богатством переливов и оттенков, мы увидели впервые. Он нет-нет, да и перевернёт душу зрителя непосредственностью интонаций. В нём живёт и безобидный юмор, но когда он в гневе, от его сарказмов никому не поздоровится… Многие в зале утирали слёзы».

Кино. Мастер эпизода

Уже в ранних своих работах в кино Филиппов заявил себя как комедийный, характерный актер. Благодаря его мощной фигуре, низкому голосу и соответствующей фактуре сложилось и амплуа: здоровяка-громилы, простодушного, порой неуклюжего великана с душой ребенка. Его герои неизменно вызывали улыбку, будь то зэк Никола Питерский в знаменитой комедии «Джентльменах удачи», поэт Ляпис-Трубецкой в «12 стульях», водопроводчик Булыжников в комедии «По улице комод водили», Фёдор Парамонов в мелодраме «Баламут», Юлий Цезаревич Камнеедов в комедии «Чародеи», Вовчик в комедии «Акселератка». Чаще всего Филиппову доставались эпизодические роли. Режиссеры так и говорили, хочешь придать изюминки фильму, дать минутную разрядку – пригласи Филиппова, а уж он что-нибудь сымпровизирует. И актер оправдывал эти надежды, ювелирно вычерчивая крохотные шедевры, придумывая фразы, которые влет уходили в народ: «Деточка, а вам не кажется, что ваше место возле параши?!», «Помогите! Хулиганы зрения лишают!», «Это нам как два пальца...», «От меня даже в детстве лошади шарахались!», «Тихо, тихо! Здесь Вам не тут!», «Тихоньки оставьте Вашей хахоньке...», «Вам бы всё водку пьянствовать, безобразия нарушать».

Впрочем, не надо думать, что у Филиппова были исключительно эпизодические или только комедийные роли. Как тут не вспомнить сподвижника Петра Первого Ромодановского из исторической ленты «В начале славных дел», дворника Романа в экранизации пьесы Горького «Дети Солнца» или Николая Игнатьевича Беловола в детективе «Вход в лабиринт». Словом довелось актеру посниматься в самых разных жанрах и у самых разных режиссеров. Однако он все равно переживал, что не сыграл чего-то значительного на экране. Особенно он жалел, что так и не смог поработать у двух своих любимых режиссеров - Тарковского и Германа.

Человек разностороннего таланта

Талантливый человек проявляет себя в разных сферах. Вот и Роман Филиппов не ограничивался лишь сценой и кинематографом. Роман Сергеевич писал стихи, играл на бильярде, был кандидатом в мастера спорта по шахматам, имел первый разряд по фехтованию. Помимо уже упомянутого белорусского языка он владел также польским и немецким. Кроме того Филиппов принимал участие в озвучивании мультфильмов, был автор текстов к песням кинофильмов, писал замечательные стихи.

Как и многие наши мастера сцены, Роман Сергеевич занимался преподавательской деятельностью. В 1987 году он был приглашен в ГИТИС преподавать художественное слово, а в 1988 году ему было присвоено ученое звание доцента.

А еще Роман Филиппов был известен, как главный Дед Мороз нашей страны. В начале 70-х по решению «сверху» его назначили на самую престижную - Кремлевскую елку, да так и оставили. Из года в год, в течении 20 лет, Роман Филиппов выходил к советским детям и поздравлял их с Новым Годом. Эту свою самую главную роль актер играл до самой смерти. Последний раз он появился перед ребятами в январе 1992 года. Рассказывают, что в тот раз произошла оговорка. Обычно спектакль заканчивался словами «Дед Мороз не прощается с вами», а на этот раз сказали «прощается». Оговорка оказалась пророческой: в феврале Романа Филиппова не стало. Он скоропостижно скончался из-за оторвавшегося тромба.

Похоронили любимца миллионов зрителей в Москве на Троекуровском кладбище на 2-м участке.

Игорь BIN

Использованные материалы:
«Интервью с вдовой Романа Филиппова - Екатериной Филипповой» http://chtoby-pomnili.com

Hmm... Good job, bro!

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.