Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Драма "Тени исчезают в полдень" Режиссёр: Владимир Краснопольский, Валерий Усков. 7-серийная телевизионная драма, экранизация одноимённого романа Анатолия Иванова. Масштабное повествование о нескольких поколений односельчан сибирского села Зеленый Дол с момента прихода Советской власти до 50-х годов. Премьера: 14 февраля 1972 (ТВ), 29 апреля 1974 (кино) Награды: Герои фильма: Другие персонажи:
Эпизоды: Николай Парфёнов и др. Экранизация романа Анатолия ИвановаТворческий тандем режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова образовался в 60-е годы. Они вместе поставили фильмы «Самый медленный поезд» и «Таёжный десант», которые большого успеха не имели. Другое дело социальная мелодрама «Неподсуден» с Олегом Стриженовым и Людмилой Максаковой в главных ролях. В прокате 1969 года эта лента собрала более 43 миллионов зрителей, заняв среди отечественных фильмов второе место (на первом оказалась знаменитая «Бриллиантовая рука» Леонила Гайдая). И, всё-таки, настоящий успех режиссёров был впереди. Однажды во время лыжной прогулки в Подмосковье Краснопольский и Усков помогли девушке, подвернувшей ногу, добраться домой. В благодарность она подарила спасителям книгу Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень». Этот роман вышел ещё в 1963 году и довольно быстро стал популярным. Но режиссёры о нём не слышали. Когда же они ознакомились с книгой, то оказались восхищены историей. Тут же возникла идея экранизации. К написанию сценария фильма привлекли Аннольда Витоля, который ранее уже адаптировал для кино произведения Шолохова «Нахалёнок» и «Донская повесть». В качестве соавтора выступил сам автор романа Анатолий Иванов. Сюжет фильма получился очень близким к роману. Это - история небольшой сибирской деревни Зелёный Дол, которая стала стала отражением судьбы всей России и Советского Союза зна протяжении длительного периода: с начала ХХ века и до конца 50-х годов. Здесь нашли своё отражение и последние годы Российской империи, и Гражданская война, и коллективизация, и Великая Отечественная война, и послевоенное восстановление народного хозяйства. Начинается история с того, что наследники богатых сибирских семей Константин Жуков и Серафима Клычкова после окончания Гражданской войны оседают в таёжной деревне под чужими именами. Для окружающих они теперь Устин и Пистимея Морозовы. Новоявленные Морозовы считают поражение Белой армии случайным, а Советскую власть временной, нужно лишь переждать, а заодно бороться изнутри. Но время идёт, страна развивается, Советская власть крепчает. Вокруг Морозовых чужие по образу жизни люди, и даже их дети Фёдор и Варя вырастают с новыми ценностями и взглядами. На месте деревни создаётся колхоз имени погибшей от рук бандитов Марьи Вороновой. Председателем колхоза становится Захар Большаков… Считается, что прототипами четы Клычковых-Морозовых в фильме были реальные исторические личности купеческая семья Андриан и Анна Черепановы. Адриан Черепанов в годы Гражданской войны создал белый партизанский отряд, боровшийся с Советской властью до 1922 года. Бок о бок с мужем была и Анна Черепанова. В одной из схваток она лично зарубила шашкой трёх коммунистов. После окончания войны Черепановы, распустили отряд, уехали на север и поселились под другой фамилией. Адриан прожил 70 лет и скончался так и неузнанным. А вот Анну Черепанову, работавшую сначала счетоводом, затем заведующей столовой, а потом дослужившейся до заведующей торгом, в начале 1970-х годов случайно опознал житель Приленья, случайно приехавший в Красноярск. Это его родителей она зарубила в Гражданскую войну, и 14-летний мальчик тогда на всю жизнь запомнил её лицо. Следствие всё это подтвердило, но из-за истечения срока давности Анну не осудили. В фильме судьба Клычковых-Морозовых сложилась иначе... Съёмки фильма, исполнители главных ролейСъёмки фильма проходили в Москве, Звенигороде и на Урале - в поселках Сарана и Саргая Свердловской (ныне Екатеринбургской) области. Уральские посёлки и были преобразованы в сибирскую деревню Зелёный Дол, где происходили основные события картины. Там же была найдена скала Аликаев камень, которая в фильме превратилась в знаменитый Марьин утес. На главные роли режиссёры привлекли не только опытных мастеров, но и малоизвестных, а то и вовсе неизвестных на тот момент актёров. Самым опытным, был, пожалуй, Борис Новиков, сыгравший до этого множество интересных ролей. Но даже для него именно сериал «Тени исчезают в полдень» стал именно той картиной, которая принесла всесоюзную славу. Борис Новиков создал незабываемый, яркий образ Ильи Юргина по прозвищу Купи-продай. В роли Устина Морозова снялся также опытный актёр Сергей Яковлев, блестяще перевоплотившийся в скрытого врага Советской власти. А вот на роль его жены Пистимеи изначально предлагалась Татьяна Доронина. Но авторы фильма посчитали, что она не подходит. «Нужна была красивая русская женщина, которая бы всех очаровывала, а внутри была гнилой», – рассказывал Владимир Краснопольский. Перебрав варианты, режиссёры остановили свой выбор на Александре Завьяловой. Александра Завьялова создала образ своей героини на протяжении длительного жизненного периода – от эффектной, ослепительно красивой и капризной дочери богача Клычкова до исходящей злобой пожилой женщины, понимающей, что её время ушло. Это было ярко, убедительно, живо. Да, в активе актрисы до этого было несколько главных ролей в кино, но, как и в случае с Борисом Новиковым, «выстрелила» именно Пистимея, ставшая визитной карточкой актрисы. Да само имя Пистимея благодаря ей в Советском Союзе стало нарицательным. А вот, что рассказывал о самой актрисе Владимир Краснопольский: «"Тени исчезают в полдень" мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила — до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. <…> В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически-демоническое». Роль Марьи Вороновой отдали молодой Нине Руслановой. Ранее она снялась в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи». Но та картина, едва выйдя, тут же была снята с проката, и поэтому широкому кругу зрителей актриса осталась практически неизвестной. Также большинству зрителей была незнакома и Ольга Науменко, сыгравшая Варю Морозову. И уж совсем никто не знал, да и не мог знать, Петра Вельяминова. Ведь до этого он вообще не снимался в кино. Мало того, актёр Свердловского театра драмы считался «неблагонадёжным», поскольку происходил из дворянского рода, за что, в своё время, девять лет провел в сталинских лагерях. Поэтому «сверху» выступили против этой кандидатуры. Но режиссёры оказались настойчивы. Они верили в талант Вельяминова, видели в роли Захара именно его и никого больше. Краснопольский и Усков пошли даже на то, что в письменной форме пообещали, что, если получится плохо, то они переснимут фильм на собственные деньги с новыми артистами. И тогда Вельяминова, как и ряд других актёров, по которым были вопросы, утвердили. Изначально хронометраж фильма планировался в пять серий. Но отснятого материала получилось гораздо больше, и руководство «Мосфильма» разрешило увеличить продолжительность до семи серий. А вот к содержанию у худсовета возникло немало вопросов. После просмотра картины авторам был предъявлен список из 111 замечаний. Если бы их все (или даже частично) приняли, то получился бы совершено иной фильм. К счастью для создателей фильм очень понравился первому заместителю председателя Гостелерадио Энверу Мамедову, и тот выступил в их защиту, буквально порвав на глазах у худсовета этот список. В итоге 14 февраля 1972 года состоялась премьера фильма на телевидении, а в апреле его показали в кинотеатрах. Душевная история простых людейВалерий Усков и Владимир Краснопольский рассказывали, что при съёмках фильма ставили цель не разочаровать зрителей, которые уже читали роман Анатолия Иванова. В итоге же получилось ещё лучше. Фильм имел ошеломительный успех и добавил популярности самой книге. Рассказывают, что сразу после премьеры в библиотеках роман «Тень исчезают в полдень» моментально разобрали (некоторые экземпляры безвозвратно). Так в чём же секрет успеха? Как это часто бывает – сложилось сразу много факторов. Конечно же, сама литературная основа – роман действительно был отличным. Плюс к этому – режиссёры сумели найти свою тему, свой жанр, который им оказался близок, и в котором они в дальнейшем работали. Валерий Усков рассказывал: «МЫ НЕ делали картину политической. Мы делали фильм о судьбе людей в водовороте истории. И «враги» (по прежним понятиям) — Пистимея и Устин — были нами показаны как люди с трагическими судьбами. Шура Завьялова и Сергей Яковлев великолепно их сыграли! Некоторые сцены в свое время даже были вырезаны цензурой именно из-за силы воздействия! Например, сцены купеческих гулянок отца Пистимеи, когда ей бородой одного из мужиков чистят ботинки. Или сцену воспоминаний Пистимеи, как отец ей дал миллион «на шпильки и шляпки». Немаловажное значение сыграл и великолепный актёрский состав. Уже именитые актёры и ранее неизвестные широкой публике – все они сыграли на высочайшем уровне. Да что там «сыграли», они жили своими персонажами, настолько с ними срослись, что зрители потом стали их отождествлять с киногероями. На телевидение после выхода фильма приходили мешки писем, где адресатом стоял не актёр Пётр Вельяминов, а председатель колхоза Захар Большаков. А вот ещё случай – однажды Вельяминов со съёмочной группой уже другого фильма оказался в деревне, и к нему тут же подошли местные жители, чтобы посоветоваться, как вести хозяйство. Надо отдать должное и музыке. Краснопольский и Усков привлекли к работе композитора Леонида Афанасьева, с которым уже работали на фильме «Неподсуден». Музыкальное сопровождение получилось великолепным, а песня «Гляжу в озёра синие» на стихи поэта Игоря Шаферана сразу же полюбилась миллионам советских зрителей. И, наконец, сам формат фильма – 7 серий. В Советском Союзе не было понятия «сериал», были многосерийные художественные фильмы. Но их было крайне мало, да и те – три-четыре серии. А тут полноценный сериал, соединивший в себе драму и мелодраму, отразивший простую жизнь обычных людей. Зрители каждый день стремились к телеэкранам, чтобы увидеть продолжение. Однозначно, фильм «Тени исчезают в полдень» стал явлением в нашем кинематографе, заложил основы нового жанра. Его помнят и любят спустя десятилетия. Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|