Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Драма "ЧП районного масштаба"

Режиссёр: Сергей Снежкин.
Сценарист: Юрий Поляков. Оператор: Владимир Бурыкин.
Композитор: Александр Кнайфель. Художник: Михаил Гаврилов.
СССР: Производство: Ленфильм. 1988.

ЧП районного масштабаРассказ из жизни комсомольской элиты начала 80-х годов. Главный герой первый секретарь райкома Шумилин собирается на повышение. По этому поводу он устраивает с коллегами попойку в баньке с девочками. А утром выясняется, что произошло ЧП: ночью в райком забрались подростки, устроили погром и похитили знамя.

Премьера: 1988.

Герои фильма:
Николай Петрович Шумилин, первый секретарь райкома (Игорь Бочкин)
Надежда Геннадьевна Комиссарова, третий секретарь райкома (Елена Анисимова)
Олег Чесноков, зав. отделом райкома ВЛКСМ (Виталий Усанов)
Владимир Сергеевич Ковалевский (Леонард Варфоломеев, озвучивание - Игорь Ефимов)
Околотков, секретарь горкома ВЛКСМ (Юрий Демич)
Галя Шумилина, жена Николая (Надежда Живодёрова)
Таня, любовница Николая (Елена Антонова)
Валерий Ильич Мансуров, капитан милиции, следователь (Юрий Кузнецов)
Аллочка, секретарь райкома (Эвелина Блёданс)
Эллочка, работник райкома (Алла Мурина)

Другие персонажи:

Бутенин (Сергей Волков)
Локтюков (Леонид Андриянов)
Хомич (Александр Шурыгин)
Шестопалов (Сергей Войтов)
Алексеев (Зиновий Волоцкий)

Цимбалюк (Андрей Смирнов)
мать Семенова (Ольга Чайникова)
Людмила Александровна Королёва, секретарь обкома КПСС (Валентина Панина)
райкомовец в туалете (Герман Орлов)
ведущий слета (Семён Фурман)

«ЧП районного масштаба» - разные акценты книги и фильма

ЧП районного масштабаПовесть с первоначальным названием «Райком», которая легла в основу сюжета фильма «ЧП районного масштаба», была написана Юрием Поляковым в 1981 году. В своём произведении автор предпринял критику наметившихся в комсомольской элите застойных явлений. В качестве главного героя выступил первый секретарь райкома комсомола в крупном городе Николай Шумилин. Он на хорошем счету у руководства, и под него уже освобождено место в горкоме. Но происходит ЧП – кто-то ночью проникает в райком, устраивает погром, похищает кубок городской спартакиады. Похоже, повышение откладывается. Не всё в порядке у Шумилина и с личной жизнью – из-за постоянной занятости он перестал уделять внимание жене, и отношения с ней в конец разладились. Главный упор в книге делался на всеобщем формализме деятельности комсомольских работников, бесконечных, ненужных собраниях и совещаниях. По воспоминаниям Полякова, образ Шумилина был собирательный, а основными прототипами стали секретарь Краснопресненского бюро райкома и первый секретарь Бауманского райкома.

Своей книгой автор пытался встряхнуть Комсомол, провести, своего рода, его реанимацию. Однако опубликовать повесть не получилось – она не прошла цензуру. По воспоминаниям писателя, никто его за данное произведение не преследовал, просто книга на несколько лет «легла на полку». Полякову предлагали издать повесть за рубежом, но он отказался. «Я принадлежал к тем людям, которые считали, что нужно издаваться в СССР», - вспоминает он.

ЧП районного масштабаВ середине 80-х в руководстве страны произошли серьёзные изменения, был объявлен курс на Перестройку. Одно из постановлений ЦК партии касалось совершенствования работы по руководству комсомолом. И тут «вспомнили» о повести Юрия Полякова, которая, как раз, вписывалась в новую линию партии. В 1985 году повесть под названием «ЧП районного масштаба» была опубликована в журнале «Юность». Она вызвала бурное обсуждение в обществе, для которого такой взгляд на Комсомол был совершенно непривычным. А в 1986 года повесть была удостоена премии Ленинского комсомола, а Юрий Поляков избран кандидатом в члены ЦК ВЛКСМ.

В 1987 году было принято решение экранизировать повесть на «Ленфильме». За работу взялся режиссёр Сергей Снежкин. На главную роль Шумилина был утверждён на тот момент ещё не имеющий широкой известности актёр Игорь Бочкин. В своём фильме Снежкин иначе расставил акценты. В книге Шумилин представлялся парнем, занимающимся бессмысленной деятельностью, но сильного негатива он не вызывал. В фильме Шумилина расчеловечили, он предстал отвратительным типом, лицемерным карьеристом и мерзавцем, который устраивает оргии в бане, изменяет жене. Если в книге супруга собиралась бросить Николая из-за его загруженности в работе, то в фильме – из-за разврата. В сцене секса с женой главный герой говорит, что любит её, а сам думает, что было бы лучше, если бы она умерла.

Участковый врач Таня, которая в книге нравилась Николаю, и за которой он пытался ухаживать, в фильме превратилась в его любовницу. Шокирующей вышла сцена, где Шумилин занимается сексом с любовнице, а по сути, насилует её. Это происходит на кухонном столе под речь Брежнева из телевизора. Метафоры тут очевидные.

Изменился и общий настрой произведения. В книге, как уже говорилось, автор пытался привлечь внимание к застоям в системе Комсомола, к формализму и бессмысленности её деятельности. Снежкин в фильме представил абсолютно всё в чёрном цвете. Получился откровенно антисоветский фильм, который, по сути, приговорил Комсомол.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Использованные материалы:
Юрий Поляков: «Я хлопал человеку, который с трибуны нес вранье!», 17.10.2013, https://www.mk.ru

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.