.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Комедийный детектив "Анискин и Фантомас"
Режиссеры: Михаил Жаров, Виталий Иванов, Владимир (Вульф) Рапопорт
Сценарист: Виль Липатов
СССР. Производство: Киностудия им. Горького. 1973 г. 2 серии
Телевизионный детектив по мотивам
произведений Виля Липатова. В деревне Сосновка произошло ограбление. Банда, скрывающая
свои лица под черными чулками, нападает на машину с кассиром и под угрозой оружия
похищает большую сумму денег. За расследование берется участковый Анискин. Он
сразу выявляет связь между ограблением и увлечением ряда сельских подростков фильмами
о Фантомасе. Злоумышленники выявлены, но за подростками явно стоит кто-то взрослый,
и это необходимо выяснить Анискину, а попутно кое-кого наставить на путь истины…
Премьера фильма состоялась на ТВ 13 апреля 1974 года.
Главные герои:
Фёдор Иванович Анискин (), старший лейтенант милиции
Глафира (), жена Анискина
Евдокия Мироновна (), продавщица сельпо
Геннадий Николаевич Паздников (), заведующий клубом
Петька Опанасенко ()
Витя Матушкин (Петр Шапаров)
Персонажи фильма:
Василий Опанасенко (), геолог, отец Петьки
Лютиков (), геолог-буровик, а заодно детектив-любитель
Яков Власович (), директор средней школы
Григорий Петрович Голубков (), киномеханик
Валентина Опанасенко (Лариса Блинова), мать Петьки
Александра Матушкина (), мать Вити
Лукерья Сузгина Сузгиниха ()
Свиридов (), водитель ограбленной машины
Попова (Валентина Ананьина), кассир
Верка Косая (Маргарита Фомина)
Прокурор (Алексей Чернов)
Иван Иванович (Борис Белов), председатель колхоза
Аня (Анна Жарова), старшая пионервожатая
Пионервожатый (Юрий Григорьев)
Бригадир геологов (Евгений Буренков)
Степанида Семеновна (Клавдия Козлёнкова)
Деревенская сплетница (Надежда Самсонова)
Эллеонора (Наталия Трисветова)
Ромка ()
Катюшин Игорь Владимирович (Артур Нищёнкин), капитан милиции
Отец Борьки (Вячеслав Подвиг)
Деревенские страсти
«Анискин и Фантомас»
- второй (и, пожалуй, лучший) фильм из трилогии о сельском участковом Анискине.
Картина уже не одно десятилетие является любимой миллионами зрителей, что вполне
заслуженно. Конечно, фильм несколько наивный, идеализированный (таких Сосновок,
увы, в реальности не было), но, в конце концов, авторы и не ставили задачей документальное
изображение сельской жизни того времени. «Анискин и Фантомас» - это комедийный
детектив, очень душевный, теплый, уютный с блестящими актерскими работами.
В центре – сам Анискин в исполнении Михаила Жарова – с виду добродушный и простоватый,
а на деле проницательный, умный и дальновидный. Для актера роль – программная,
он постарался вложить в нее собственное представление о жизни, о взаимоотношениях
людей. Потому его герой не просто участковый, которому до всего есть дело, а настоящий
деревенский философ, пользующийся огромным уважением в поселке.
Под стать Анискину – его супруга Глафира, прекрасно сыгранная Татьяной Пельтцер.
Она как его продолжение, одновременно и надежный тыл, и своевременная поддержка.
Такая же спокойная, несуетливая, ироничная. Они великолепно смотрятся в паре,
органично дополняя друг друга.
Еще одна блестящая
пара – Евдокия Мироновна (Лидия Смирнова) и Геннадий Николаевич (Роман Ткачук).
Они привносят в картину необходимый комедийный момент. По сравнению с первой картиной
персонаж Романа Ткачука значительно изменился. Так в «Деревенском детективе» Геннадий
Николаевич преподносился в весьма критическом плане – эдакий рефлексирующий псевдоинтеллигент,
приехавший из города в деревню и постепенно спивающийся. Здесь же – увлеченный
своим делом завклубом, давно завязавший с алкоголем. Причиной тому, видимо, его
чувства к Евдокии Мироновне. Невооруженным глазом видна добрая ирония создателей
картины к этой парочке, и этот посыл передается к зрителям.
Среди удачных работ второго плана – помешанный на детективах геолог-буровик
Лютиков (Валерий Носик) и неугомонная деревенская разносчица слухов Сузгиниха
(Валентина Березуцкая). Не по годам уверенно и органично держатся в кадре Игорь
Шмаков в роли Петьки Опанасенко и Петр Шапаров в роли Вити Матушкина. Приятно
увидеть в эпизодической роли юного Романа Мадянова – будущую звезду российского
кинематографа.
К сожалению, несколько портят впечатление от картины отдельные нравоучительные
сцены: комсомольское собрание в школе (Анна Жарова откровенно слаба в роли пионервожатой),
собрание буровиков-геологов. Тот же Василий Опанасенко и без всяких собраний осознал
ответственность перед сыном и семьей. Но таковы веления того времени – без идеологии
никуда…
Игорь BIN
Моя оценка - 8 из 10
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.