.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Приключенческий фильм "Человек из страны Грин"
Режиссер: Тамара Павлюченко
Сценарист: Вадим Коростылёв. Оператор: Дмитрий Гуторин
Композиторы; Геннадий Гладков, Сергей Анашкин
СССР. Производство: Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ. 1983.
2 серии
Телевизионный фильм-спектакль
по мотивам романа Александра Грина «Дорога никуда». Юный Тирей Давенант знакомится
с семейством богача Футроза, который обещает ему поддержку. Но появление давно
пропавшего отца делает его нахождение в этом доме нежелательным. Тирей уезжает
из города, но спустя годы он возвращается под другим именем…
Премьера: 28 марта 1983 (ТВ)
Персонажи фильма:
Тирей Давенант ()
Джемс Гравелот, он же Тирей Давенант (Александр Сергеев)
Орт Галеран (Юрий Гребенщиков)
Стомадор, хозяин кафе "Отвращение" ()
Франк Давенант, бродяга ()
Футроз, отец девочек Роэны и Элли ()
Роэна, старшая дочь Футроза ()
Элли, младшая дочь Футроза в детстве ()
Элли, младшая дочь Футроза ()
Георг Ван-Коннет в детстве (Миша Боттинг)
Георг Ван-Коннет (Борис Дьяченко)
Консуэла ()
Урания, гувернантка (Галина Соколова)
Баркет ()
Марта, дочь Баркета (Марина Хазова)
Лаура, подружка Георга Ван-Коннета (Елена Глебова)
Август Ван-Коннет, губернатор, отец Георга (Николай Алексеев)
Сногден ()
человек на дороге, странствующий музыкант ()
приятель Роэны и Элли (Александр Дитковский)
|
уволившийся работник кафе (Максим Пучков)
полицейский ()
тюремный доктор ()
Петвек, контрабандист (Владимир Привальцев)
банкир (Василий Корнуков)
лакеи Футроза (Николай Цорн, Алексей Мяздриков)
лакей Августа Ван-Коннета (Андрей Голиков)
контрабандисты (Анатолий Семёнов, Михаил Басов)
жители городка (,
Изольда Фролова, Иван Власов, Владислав Буш, Валерий Пушкарев) |
Книга и фильм – разная трактовка сюжета
Основу фильма-спектакля
Тамары Павлюченко «Человек из страны Грин» лёг роман Александра Грина «Дорога
никуда». В целом создатели картины сохранили основной сюжет, хотя и опустили некоторые
детали и эпизоды, отдельных незначительных персонажей (чахоточная портниха Мели,
приятель Франка Гемас и др.). Некоторые персонажи претерпели изменения в плане
их объединения в один образ. Так книжные Тортон и Георг Ван-Коннет объединились
в Георга Ван-Коннета, Титания Альсервей и Консуэло Хуарец – в Консуэлу, хозяин
ресторана «Отвращения» Кишлот и хозяин гостиницы «Суша и море» Стомадор – во владельца
обоих заведений Стомадора. Такие превращения в определённой мере сработали на
сюжет в лучшую сторону, продемонстрировав взаимосвязь обоих частей.
Некоторые эпизоды были намеренно изменены создателями фильма в сторону романтизации
сюжета. В книге Футроз с дочками действительно уезжали на спектакль, и Тирей не
мог с ними встретиться и объясниться в поступках своего отца пьяницы и бродяги
Франка Давенанта, изображённого полным мерзавцем. В фильме же акценты были смещены.
Франк, хотя и являлся всё тем же бродягой и виновником размолвки Тирея с Футрозом,
но имел и собственную философию. Футроз же, представал в качестве богатея, приютившего
бедного мальчика, а затем выставившего его за дверь. Никакого отъезда в фильме
не было, Футроз просто не пустил Тирея в дом и наблюдал за ним из окна с надменно-холодным
видом.
Важным моментом, изменившим характер главного героя, стало его участие в стычке
с таможенниками. В книге Тирей Давенант участвовал в перестрелке, помогая контрабандистам,
спасшим его, и убивал нескольких таможенников. В фильме же Тирей никого не убивал,
его просто «подставляли», «вешая» на него эти убийства. С точки зрения правдоподобности,
Грин был, безусловно, точнее, но авторы фильма решили сделать образ главного героя
чище, романтичнее и более трагичнее.
Была добавлена романтика и в финал. Элли, узнав о смерти Тирея, на слова Роэны
«Ведь что-то было Элли?» с рыданиями признавалась, что она права. В книге всё
было более суровее – такой разговор между сестрами был, но в другой интонации,
с большой долей досады, что им приходится думать о чём-то драматичном.
Все эти изменения в значительной мере изменили общее восприятие сюжета. Получилась
лёгкая, красивая, завораживающе-романтичная история благородного юноши, пострадавшего
из-за высокомерных мерзавцев. Не совсем та интерпретация, что у Грина, но многим
зрителям это пришлось по вкусу, а великолепная игра мастеров отечественного кино
и театра и вовсе предопределили успех картине.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.