Режиссер: Павел Лунгин
Сценаристы: Геннадий Островский, Павел Лунгин (диал.)
Россия-Франция. Производство: Оникс, Arte France Cinema, CDP. 2005. 103 мин.
Действие происходит
сегодня в маленьком южном городке на территории бывшего СССР. Главный герой -
Эдик Летов - помогает людям разыскивать родственников. Он их находит в Канаде,
Израиле, Швейцарии… Для Эдика это - бизнес, и бизнес безотказный. Если настоящие
родственники не находятся, Эдик организует замену. И вроде все в его маленькой
фирме идет хорошо. Но так как его клиенты люди одинокие, то на своих зарубежных
гостей они изливают столько любви и тепла, что те и подумать не могут о своей
мнимости - и проникаются ответным чувством. Все это создает повод для множества
невероятно смешных, трогательных, а иногда и трагических ситуаций.
Когда смотришь - вроде нравится... Сомнения кота Бублика
Эдик (Константин Хабенский) - современный великий комбинатор. Впрочем, истинного
величия в нем мало, скорее больше смешного, потому что тот самый шаг, который
отделяет одно от другого, он еще не прошел. У Эдика родилась идея неплохого, как
ему сначала кажется, бизнеса. Он выяснил, что несколько иностранцев из разных
стран - Израиля, Канады, США - разыскивают своих давно потерянных родственников
в маленьком южном городке Голутвине. Иностранцы - люди довольно денежные, и Эдик
предлагает им свою помощь в воссоединении сердец, причем, разумеется, за солидные
комиссионные.
Поскольку реальных
родственников разыскать не представляется возможным, так как Голутвин со всеми
жителями полностью стерт с лица земли фашистами во время Великой Отечественной
войны, Эдик приезжает в стоящий неподалеку от Голутвина городок с названием Голотвин
и там устраивает кастинг потенциальных родственников, которым за выполнение подобной
роли предлагаются серьезные деньги - по двадцать, тридцать и даже пятьдесят долларов
на брата.
Несовпадающее
название для Эдика также не помеха - он встречается с местной властью в лице городского
головы (Александр Ильин), которого соблазняет солидной взяткой и обещаниями иностранных
инвестиций, в результате чего название города на местной "триумфальной арке" теряет
одну из букв "о", но зато обретает букву "у", так что теперь все в ажуре.
Всего в славный
город Голотвин, косящий под Голутвин, было доставлено четверо иностранцев: престарелый
американский миллионер Самуил (Отто Таусиг), израильский мафиози Барух (Леонид
Каневский), подросток из Швейцарии Эндрю и молодой человек из Канады Марк Ив.
Каждого приезжего Эдик заботливо определяет в соответствующую семью. Самуила встречает
престарелая Эстер (Эстер Горентен), чей племянник Яша (Сергей Гармаш) под воздействием
советского окружения превратился в психованного алкаша. Марка Ива приветствует
целая дружная украинская семья во главе с дедом Грицыной. Эндрю определяют в семью
матери-одиночки Ольги с сыном Мишей, а Баруху, который вроде как приехал поплакать
на могилке своих родственников, Эдик демонстрирует могилку родственников молодого
человека Цаусаки (Даниил Спиваковский), который за свои услуги также получает
серьезную сумму в пятьдесят единиц национальной американской валюты.
Казалось бы,
все на мази: иностранцы вполне довольны и обещают Эдику перед отъездом вручить
соответствующие договорные суммы, однако буквально на следующий день начинаются
всякие проблемы. Ладно еще переводчица при иностранцах Регина (Наталья Коляканова)
что-то заподозрила - Эдик с ней быстро справился благодаря своему молодецкому
задору и решительному напору. Но выяснилось, что изначально заявленные цели по
крайней мере двух прибывших иностранцев совершенно не соответствуют реальному
положению дел.
***
Весьма неоднозначное кино. Имеющее как определенные достоинства, так и весьма
серьезные недостатки. Давайте сначала о недостатках...
У меня самая
главная претензия к этому фильму заключается в том, что он крайне неровный! Трагикомедия
- это не буффонада вперемешку с драматическими эпизодами. Это самостоятельный
жанр, четко выдержать который под силу далеко не каждому режиссеру. Лунгин в этом
фильме данный жанр совершенно не выдержал, потому что "Бедные родственники" разваливаются
на отдельные составляющие, среди которых: несколько весьма удачных фактически
буффонадных эпизодов, три-четыре эпизода с налетом легкой шизы, несколько сцен
с весьма черненьким юморком и два-три эпизода, которые по стилю вообще никак не
клеятся в эту картину.
Честно говоря,
мы с Бубликом не валялись в истерике от смеха, когда Барух ночью дежурил на кладбище,
пытаясь поймать Цаусаки, который выкапывал гроб с прахом его матери из могилы
своих родителей, а потом все-таки поймал и оторвал парню ухо. Я вполне допускаю,
что даже это вполне может быть смешным, но, честное слово, мы не обхохотались.
Ну не прикололо нас это, потому что так снято. Это не смешно. Это вообще-то печально.
То же и
с некоторыми другими эпизодами. Беседы Самуила с Эстер на идише и рассматривание
ими фотографий своих предков - это драма, на фоне которой возникает вопрос: из
каких соображений Лунгин свою разухабистую авантюрную комедию (потому что изначально
предполагалось именно это) наложил на подобный фон? У меня несколько раз возникало
чувство, что это просто глумление, равно как и сцены на кладбище. Тоже мне, нашли
тему постебаться. Неуместно это все смотрелось. На редкость неуместно.
С этим швейцарским
мальчиком Эндрю - также сценарный провал. Что за мальчик, на черта он там вообще
в фильме нужен - совершенно непонятно. Придумали бы что-нибудь повеселее.
Ну и до сценарной кучи - до странности невнятный банщик-космонавт, который
то ли серьезно пострадал при монтаже, то ли просто введен в сюжет с совершенно
"винегретной" целью: давайте побольше понакрутим, чтобы была обстановка веселой
шизы.
Обстановки веселой шизы не получилось. Где-то шиза, где-то веселуха, где-то
нечто совершенно невнятное, а где-то чистая драма. Компот из семечек, свиной отбивной
и соленых огурцов. Не сильно сочетающиеся друг с другом продукты.
Впрочем, плюсы
тоже есть. Самый главный из них - Хабенский в роли Эдика. Отличный персонаж, блестящая
игра. Обычно говорят, что Хабенский в своих ролях достаточно однообразен, но здесь
- совершенно иная роль (каламбур получился совершенно случайно) по сравнению с
его обычными типажами. Очаровательный Эдик, одним мановением ноги соблазняющий
дам из сферы обслуживания и одним взлетом бровей решающий различные вопросы своего
"бизнеса"... А уж как он обаятельно дает взятки - это просто нужно видеть! Ради
одного Хабенского уже можно посмотреть этот фильм, потому что действительно очень
здорово.
Вторая классная
роль - это Гармаш, исполняющий роль обрусевшего еврея-алкоголиста. Гармаш играет
замечательно, роль очень яркая, однако персонаж, в отличие от Эдика, получился
значительно более топорный и карикатурный со сценарной точки зрения, что несколько
портит впечатление.
Коляканова в роли переводчицы Регины выглядит неплохо, но если сначала переводчица
в поведении выстраивает более или менее оригинальную линию, то сразу после молодецкого
соблазнения ее Эдиком она как-то резко превращается в "харьковскую тетю" из "Свадьбы" того же
Лунгина, а это уже неправильно, потому что налицо чистый самоповтор.
Резюмирую. Сценарий
и постановка - максимум на тройку с плюсом. Игра актеров, а особенно Хабенского
и Гармаша, - на твердую четверку с плюсом. Смотрится фильм, в общем, неплохо,
но послевкусие оставляет несколько неприятное. Да, я знаю, что "Бедных родственников"
на сочинском "Кинотавре" обласкали дальше некуда: и тебе главный приз, и тебе
приз за лучший сценарий, и тебе приз за лучшую мужскую роль Хабенскому (вот тут
полностью согласен), и тебе специальный приз губернатора Кубани. Но, может, остальные
фильмы были еще хуже? Ничем другим я этот поток призов объяснить не могу.
P. S. А product placement водки у ныне французского Лунгина такой же кошмарно
раздражающий и навязчивый, как и у ныне американского Невского.