| 
    
Фильмография:
 1989 Разрушитель волн - короткометражный 
  2000 ДМБ 
  2013 Гена-Бетон 
2022 Марш утренней зари
 Режиссёр: 
 1991 Не спрашивай меня ни о чем  
1993 Урод 
1999 Максимилиан 
2000 ДМБ 
2001 Даун Хаус 
2004 Арье 
2005 Взять Тарантину 
2006 Неваляшка 
2013 Гена-Бетон  
2017 Должок 
2017 Обмен - короткометражный  
2022 Марш утренней зари
 Сценарист: 
1988 Чушь. Рассказ ни о чем 
1991 Не спрашивай меня ни о чем 
2000 ДМБ 
2001 Даун Хаус 
2004 Арье 
2005 Взять Тарантину 
2006 Неваляшка 
2013 Гена-Бетон 
2013 Тили-тили тесто 
2015 Повелители снов 
2017 Обмен - короткометражный 
2022 Марш утренней зари    | 
  
КАЧАНОВ 
Роман Романович
 Родился 17.01.1968, Москва 
Режиссер, сценарист, актер 
Лауреат Приза гильдии критиков и Приза жюри ФИПРЕССИ на «Кинотавре» (2000 г, за 
фильм «ДМБ»)
 Первый опыт в кино 
Роман Качанов родился в семье известного режиссера-аниматора Романа Качанова. 
В 1989 году он окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская К.Парамоновой). К 
тому времени у Качанова уже был первый опыт работы в кино. По его сценарию Иван 
Охлобыстин поставил в Экспериментальной творческой лаборатории ВГИКа фильм «Чушь. 
Рассказ ни о чем». 
«Не спрашивай меня ни о чем» 
Первую свою картину «Не спрашивай меня ни о чем» Роман Качанов начал снимать 
вместе с Иваном Бюрюковым в 1991 году. Но из-за разногласий с продюсерами фильм 
был выпущен на экраны только в 1996 году.  
Критики отмечали низкое качество картины, слабый сценарий. Ей даже определили 
жанр - «физиологическое кино». И это не случайно. На пресс-конференции Иван Бирюков 
поведал журналистам предысторию создания сценария: одному его приятелю предстояло 
сдать анализ спермы, и они вместе «долго фантазировали, как это могло происходить». 
 
Отрывок из рецензии на фильм в «Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия»: «Авторы 
картины как бы задаются вопросом: почему среди физиологических отправлений человека 
одни активно используются в кино, а другие подвергаются незаслуженной дискриминации? 
В самом деле, почему прием пищи, слезотечение и совокупление то и дело мелькают 
на экране, и чем они содержательнее и киногеничнее, нежели кашель, насморк, рвота, 
мочеиспускание, дефекация и семяизвержение? Именно с последнего начинают Качанов 
и Бирюков реабилитацию физиологических актов, ущемленных в своих эстетических 
правах. В свете этой сверхзадачи, в сущности, меркнет все остальное: сюжет, характеры, 
диалоги, игра актеров и т. д. Наспех придумана беременная героиня без определенных 
занятий. Главное, что девушке нужно определить отца будущего ребенка, и центром 
притяжения для персонажей становится лаборатория, где сдают анализы на спермограмму». 
«ДМБ» 
Сотрудничество с Иваном Охлобыстиным, начатое в фильме «Чушь», Роман Качанов 
продолжил в комедиях «Урод» и «Максимилиан». На этот раз уже Качанов выступил 
в роли режиссера, а Иван Охлобыстин был сценаристом. 
Кроме того, Качанов написал сценарии к целому ряду анимационных фильмов, работал 
режиссером рекламных роликов. 
В 2000 году зрители увидели очередное творение Качанова и Охлобыстина - армейскую 
комедию «». В основу сценария друзья положили собственные воспоминания об армейской 
службе, превратив фильм в сборник веселых дембельских гэгов. Что такого смешного 
в фильме? Все просто – создатели на этот раз сумели найти ту тонкую грань, что 
отделяет смешное от пошлого и низкопробного. 
«В человеке все должно быть прекрасно - погоны, кокарда, исподнее, иначе это 
не человек, а млекопитающее». Специфичным армейским юмором наполнен весь фильм. 
Правда, некоторые отмечали, что никакой это не юмор, а вовсе - идиотизм… 
В этой картине Роман Качанов сыграл свою первую роль в кино - каптера Либермана, 
показав себя не только неординарным режиссером, но и очень интересным актером. 
«Даун Хаус» 
Еще монтируя «ДМБ», Качанов уже мечтал снять фильм по Достоевскому. За основу 
Качанов и Охлобыстин взяли знаменитый роман выдающегося писателя «Идиот», назвав 
свое очередное творение «». Одетые в устрашающе стильное и фирменное 
«неглиже с отвагой», балующиеся наркотиками, большими деньгами, ночными клубами, 
крутыми проектами, пальбой из пистолетов и полным бесчувствием - вот они, персонажи 
«Идиота»! Кстати в главной роли Настасьи Филипповны снялась жена режиссера . 
Сразу же после выхода фильма на экраны, на головы создателей обрушилось несметное 
количество самых разнообразных обвинений. Критики дружно ругали Качанова и Охлобыстина 
за глумление над бессмертным творением Достоевского, а ВГИК и телеканал ТВЦ даже 
устроили над ними суд по обвинению в растлении молодежи, пропаганде каннибализма 
и извращении классика. 
Журнал «Итоги» оценил ленту в 0 (ноль) баллов с комментарием Ю.Гладильщикова: 
«Редкий случай, когда рецензия на фильм укладывается в одну фразу: скучнейшее 
и бессмысленнейшее стебалово на тему «Идиота». Меня совершенно не удручает «снижение» 
(выражаюсь мягко) романа и героев Достоевского (которые только и делают в фильме, 
что отправляют естественные потребности, выпускают газы и говорят о сиськах, жопах 
и дури). Более того, я даже готов допустить, что в тоскливом сценарии Охлобыстина 
есть две-три смешные реплики. Меня удручает беспробудный дилетантизм зрелища. 
Это вообще не кино. Это сравнимо с первым снимком «мыльницей», который сделал 
первоклассник. По примеру коллег я должен выразить свое отношение к этой пленке. 
Выражаю: пошли вы...» 
На самом деле наверное не стоит столь однобоко подходить к фильму. Критики 
не поняли или не хотели понять авторов. «Я хотел саркастический слог и мизантропию 
Достоевского не просто перенести на экран, а через них спроецировать в гротеске 
наше умалишенное время», - признавался Роман Качанов.  
В отличие от критиков многие зрители приняли картину. Веселая история с персонажами 
Достоевского под ритмы 2005 года не могла не привлечь внимание, а негативное мнение 
прессы лишь подогрело к нему интерес. 
«Арье» 
24 февраля 2005 года в Московском Доме кино прошла премьера нового фильма Романа 
Качанова «Арье», рассказывающего об удивительной судьбе хирурга Израиля Арье, 
роль которого блестящн сыграл польский актер Ежи Штур. Впервые режиссер обратился 
к непростой исторической теме - через злоключения главного героя в фильме показана 
трагическая судьба еврейского народа в годы Второй мировой войны. Впрочем, как 
заявил на премьере сам Роман Качанов, его фильм больше о любви, и о том, как она 
способна побеждать время и жесткие обстоятельства жизни. 
Сюрреалистический лейтмотив, приправленный тонким юмором и пикантными метафорами, 
лишь добавляет картине остроту восприятия. Новая картина Качанова у кого-то вызовет 
смех и слезы, кого-то заставит задуматься о смысле жизни и уж точно - никого не 
оставит равнодушным…  
BIN  
Использованные материалы: 
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000"); 
Идиот http://tio.nsys.by:8100; 
Мария Тарасова, «Арье»: кому со специями, господа?» http://www.press-attache.ru
  |