Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Музыкальная историческая комедия "Гусарская баллада"

Режиссёр: Эльдар Рязанов.
Сценаристы: Александр Гладков, Эльдар Рязанов (уч.).
Оператор: Леонид Крайненков. Композитор: Тихон Хренников.
СССР. Производство: Мосфильм. 1962.

Фильм Гусарская балладаМузыкальная комедия по мотивам пьесы Гладкова «Давным-давно». История разворачивается во время Отечественной войны 1812 года. Шурочка Азарова, которую дядя и его денщик обучили верховой езде, фехтованию и стрельбе, решает втайне от родных отправиться сражаться за родину. Под видом корнета Азарова. Ей предстоит встретиться со своим наречённым женихом поручиком Ржевским, который не узнаёт в юном поручике девушку.

Премьера: 7 сентября 1962 (Москва), 29 сентября 1963 (ТВ).

Лидер проката (1962, 1731 копия, 2 место).

Главные герои:
Шурочка Азарова (Лариса Голубкина)
поручик Ржевский (Юрий Яковлев)
Иван, слуга Азаровых (Николай Крючков)
Азаров, дядя Шурочки, штаб-майор (Виктор Кольцов)
Михаил Илларионович Кутузов, фельдмаршал (Игорь Ильинский)
граф Нурин, предводитель дворянства (Антоний Ходурский)
Луиза Жермон, певица (Татьяна Шмыга)
Пьер Пелымов (Лев Поляков)

Другие персонажи:

Балмашов, адъютант Императора, генерал (Алексей Полевой)
партизан в синем мундире (Юрий Белов)
Станкевич, партизан (Феликс Яворский)
партизан в красном мундире (Валентин Брылеев)
партизан в синем мундире с малиновыми вставками (Роман Хомятов)
партизан, поющий куплеты «Давным-давно» (Владимир Трошин)
партизан с повязкой на глазу (Юрий Киреев)
поручик (Михаил Орлов)
Давыд Васильев, вожак партизан (Валерий Денисов)
адъютант Кутузова (Владимир Балон)

губернатор (Лев Любецкий)
раненый адъютант фельдмаршала (Владимир Гусев)
французский офицер (Владимир Граве)
Дюсьер, французский генерал (Борис Иванов)
адъютант французского генерала (Юрий Мартынов)
Летье, французский офицер (Павел Шпрингфельд)
генерал (Геннадий Юдин)
адъютант (Леонид Евтифьев)
Зизи, кузина (Зоя Исаева)
Надин, кузина (Нина Крачковская)

Блестящая комедия Эльдара Рязанова

Рецензия на Фильм Гусарская баллада Фильм «Гусарская баллада» режиссёр Эльдар Рязанов решил снять к 150-летнему юбилею Бородинской битвы. В основу сюжета легла пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», написанная ещё в 1940 году. В пьесе рассказывалось о юной дворянке Шурочке Азаровой, которая обучена ездить верхом и стрелять. Когда начинается война, она не намерена сидеть дома. Переодевшись в мужской мундир, Шурочка выдаёт себя на корнета Азарова… Очевидно, что прототипом героини стала знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова, офицер кавалерии Русской императорской армии (хотя сам Гладков это отрицал).  Надежда некоторое время служила в армии, выдавая себя за мужчину, проявила храбрость, спасла жизни двух однополчан. Вскоре её обман вскрылся, но император Александр I, впечатлённый её подвигами, разрешил ей остаться служить. Данная пьеса пользовалась большим успехом, её не раз ставили различные театры, осуществлялись радиопостановки. И вот теперь дошёл черёд до кинематографа.

На роль Шурочки Азаровой Эльдар Рязанов искал актрису, в которой соединились бы и гусарский задор, и женственность. А ещё требовалось умение танцевать, скакать верхом, танцевать. Вот такая непростая задача. Поначалу основными кандидатурами Рязанова на эту роль были Людмила Гурченко (которая снялась у Рязанова в «Карнавальной ночи»), Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих. Но пробы Гурченко оказались неубедительными, а Намоляеву и Фрейндлих посчитали излишне женственными. Были и другие претендентки, но от них тоже отказались. В итоге выбор пал молодую студентку ГИТИСа Ларису Голубкину, на тот момент вообще не имевшую опыта в кино.

Рецензия на Фильм Гусарская балладаЛариса Голубкина вспоминала: «Предложение меня тогда просто вдохновило. Я неслась на "Мосфильм" как сумасшедшая. Мне казалось, что роль Шурочки полностью совпала с моим характером, с моим настроением. До меня на эту роль пробовалось много актрис, талантливых, превосходных, но меня выручила моя молодость и внешние данные. Шурочка - гусар-девица; когда на меня надели гусарский мундир, он сидел на мне будто влитой. Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием тренировалась в верховой езде, с радостью выходила на съемочную площадку... А мой папа, не одобрявший мой профессиональный выбор, после выхода фильма "Гусарская баллада" изменил свое отношение к актерской профессии, и стал гордиться своей дочерью...»

Главным мужским персонажем фильма стал поручик Ржевский. Он заочно был обручён с Шурочкой Азаровой, но совсем не горел желанием жениться. Шурочка также не спешила замуж и на первой встрече намеренно создала о себе впечатление жеманной девицы. Представ в образе корнета, она выдала себя за своего двоюродного брата. Какое-то время Ржевский служил с корнетом Азаровым бок о бок, не предполагая, что рядом находится девушка…

Рецензия на Фильм Гусарская балладаНа эту роль также пробовались несколько актёров, в числе которых были Юрий Яковлев и Сергей Юрский (до этого тот снялся у него в комедии «Человек ниоткуда»). Поначалу Рязанов отдал предпочтение Юрскому, но директор киностудии забраковал кандидатуру, посчитав актёра «недостаточно красивым» для данного образа. Рязанов вынужден был согласиться и утвердил Яковлева.

Яковлев блестяще вжился в образ лихого гусара, неотразимого покорителя женских сердец. Правда, в верховой ездой вышли некоторые проблемы. Актёр рассказывал: «Я не наездник, да и сидеть с радикулитом в седле - задача не из легких… Я тогда много работал в театре, выпускал две премьеры, и меня отпускали на съемку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съемка — с моим радикулитом меня вынимали из машины, сажали на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов подбадривал: "Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! А та посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка… Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и скомандовали: "В атаку, марш!" Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадал. Значит, нет упора, нельзя удержаться в седле. Я начал тихонечко сползать и услышал сзади крик Дуганова: "Ты уж не падай, а то раздавят ненароком!" Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, осталось самое яркое воспоминание от съемок…»

Рецензия на Фильм Гусарская балладаВажным персонажем фильма стал генерал-фельдмаршал Кутузов. По сюжету он узнаёт, что под мундиром корнета Азарова скрывается девица, и требует, чтобы она вернулась домой. Но Шурочка произносит пылкую речь, и Кутузов меняет своё решение, сохраняя её тайну…

В роли Кутузова Рязанов увидел знаменитого Игоря Ильинского. Для многих этот выбор стал неожиданным, ведь Ильинский в глазах окружающих был исключительно комедийным актёром. При одном только его упоминании вспоминались Петя Петелькин из фильма «Закройщик из Торжка», Тапиока из «Процесса о трёх миллионах», Бывалов из легендарной комедии «Волга-Волга», наконец Огурцов из «Карнавальной ночи». Сам Ильинский тоже воспринимал предложение с некоторой настороженностью. Но Рязанов был уверен в актёре. Как оказалось, он был прав - в данном фильме талант Ильинского раскрылся с новой стороны. Впрочем, даже уже после завершения съёмок министр культуры Екатерина Фурцева возмущалась тем, что Огурцова произвели в фельдмаршалы, и требовала переснять сцены с ним. Но зять Хрущева Алексей Аджубей, возглавлявший газету «Известия», посетил премьеру и остался доволен. Вскоре в «Известиях» появилась хвалебная рецензия, и фильм был спасён.

Фильм «Гусарская баллада» был тепло встречен критиками и с восторгом зрителями. Лариса Голубкина в один миг стала всесоюзной кинозвездой. Все отмечали очарование главной героини, сочетающееся с темпераментом и задором. Не меньший успех имел и Юрий Яковлев. Примечательно то, что поручик Ржевский стал именем нарицательным, героем анекдотов. А, как известно, популярность анекдотов в советское время была невероятно высокой.

Интересные факты

Рецензия на Фильм Гусарская баллада Часть событий фильма «Гусарская баллада» происходили в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий особо и не было, их варварски уничтожили в революционные и послереволюционные годы. После долгих поисков все же была случайно обнаружена роща вековых лип — первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший пруд. Церковь тогда перестроили в здание усадьбы, вековые липы стали парком, пруд очистили, установили скульптуры, разбили клумбы, посадили цветы, возвели ограды, и получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников справились с этим на славу.

Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Одним из героев моего фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать! Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи».

Большой проблемой на съемках фильма «Гусарская баллада» стали лошади (во ВГИКе тогда верховой езде не обучали), понадеялись группу циркачей под руководством Михаила Туганова, но цирковые лошади умели выступать в тепле и бегали по кругу против часовой стрелки. А тут мороз, сугробы, ветер…к тому же жеребцы оказались очень темпераментными, "приставали" к любой кобыле. Рязанов холил мрачнее тучи – бледный, замученный… Хватался за голову: «Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные».

Артисты фильма, выехавшие на пленер, быстро раздобрели на санаторном пятиразовом питании и свежем воздухе, и когда Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришел в ужас: «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи упитанных "партизан"?».

В фильме «Гусарская баллада» была настоящая охота за снегом: сперва снимали в тени, там где сугробы таяли медленнее, затем углубились в леса… Снег даже пришлось подвозить на машинах: эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, снега уже совсем не осталось, пришлось весь двор усадьбы засыпать опилками, мелом и нафталином, крышу покрасили в белый цвет, эти преобразования совсем не порадовали Татьяну Шмыгу, исполнительницу роли красавицы Жермон: у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос, актриса была аллергиком…

Фильм «Гусарская баллада» стал лидером проката в 1962 году (1731 копия, 2 место) — 48.64 млн. зрителей, занял по посещаемости 40-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката...

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.