| Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
| |||||||||||||
| .:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Музыкальная историческая комедия "Гусарская баллада" Режиссёр: Эльдар Рязанов.
Премьера: 7 сентября 1962 (Москва), 29 сентября 1963 (ТВ). Лидер проката (1962, 1731 копия, 2 место). Главные герои: Другие персонажи:
Блестящая комедия Эльдара Рязанова
На роль Шурочки Азаровой Эльдар Рязанов искал актрису, в которой соединились бы и гусарский задор, и женственность. А ещё требовалось умение танцевать, скакать верхом, танцевать. Вот такая непростая задача. Поначалу основными кандидатурами Рязанова на эту роль были Людмила Гурченко (которая снялась у Рязанова в «Карнавальной ночи»), Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих. Но пробы Гурченко оказались неубедительными, а Намоляеву и Фрейндлих посчитали излишне женственными. Были и другие претендентки, но от них тоже отказались. В итоге выбор пал молодую студентку ГИТИСа Ларису Голубкину, на тот момент вообще не имевшую опыта в кино.
Главным мужским персонажем фильма стал поручик Ржевский. Он заочно был обручён с Шурочкой Азаровой, но совсем не горел желанием жениться. Шурочка также не спешила замуж и на первой встрече намеренно создала о себе впечатление жеманной девицы. Представ в образе корнета, она выдала себя за своего двоюродного брата. Какое-то время Ржевский служил с корнетом Азаровым бок о бок, не предполагая, что рядом находится девушка…
Яковлев блестяще вжился в образ лихого гусара, неотразимого покорителя женских сердец. Правда, в верховой ездой вышли некоторые проблемы. Актёр рассказывал: «Я не наездник, да и сидеть с радикулитом в седле - задача не из легких… Я тогда много работал в театре, выпускал две премьеры, и меня отпускали на съемку лишь на два-три часа. А в разгаре была очень холодная зима и вот очередная съемка — с моим радикулитом меня вынимали из машины, сажали на лошадку. Знаменитый цирковой наездник Дуганов подбадривал: "Не волнуйтесь, Юрий Васильевич, это очень смирная лошадка! А та посмотрела на меня таким бешеным глазом! Ничего себе смирная лошадка… Ну, взяли меня в гусарском костюме и без предупреждения с ходу водрузили на эту лошадку и скомандовали: "В атаку, марш!" Я скачу и чувствую, что правой ногой в стремя не попадал. Значит, нет упора, нельзя удержаться в седле. Я начал тихонечко сползать и услышал сзади крик Дуганова: "Ты уж не падай, а то раздавят ненароком!" Я держусь, шашку отбросил, обнял шею лошади – мы несемся неведомо куда. И вдруг она остановилась как вкопанная. А я, как мешок, слетел с нее. Это, наверное, осталось самое яркое воспоминание от съемок…»
В роли Кутузова Рязанов увидел знаменитого Игоря Ильинского. Для многих этот выбор стал неожиданным, ведь Ильинский в глазах окружающих был исключительно комедийным актёром. При одном только его упоминании вспоминались Петя Петелькин из фильма «Закройщик из Торжка», Тапиока из «Процесса о трёх миллионах», Бывалов из легендарной комедии «Волга-Волга», наконец Огурцов из «Карнавальной ночи». Сам Ильинский тоже воспринимал предложение с некоторой настороженностью. Но Рязанов был уверен в актёре. Как оказалось, он был прав - в данном фильме талант Ильинского раскрылся с новой стороны. Впрочем, даже уже после завершения съёмок министр культуры Екатерина Фурцева возмущалась тем, что Огурцова произвели в фельдмаршалы, и требовала переснять сцены с ним. Но зять Хрущева Алексей Аджубей, возглавлявший газету «Известия», посетил премьеру и остался доволен. Вскоре в «Известиях» появилась хвалебная рецензия, и фильм был спасён. Фильм «Гусарская баллада» был тепло встречен критиками и с восторгом зрителями. Лариса Голубкина в один миг стала всесоюзной кинозвездой. Все отмечали очарование главной героини, сочетающееся с темпераментом и задором. Не меньший успех имел и Юрий Яковлев. Примечательно то, что поручик Ржевский стал именем нарицательным, героем анекдотов. А, как известно, популярность анекдотов в советское время была невероятно высокой. Интересные факты
Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Одним из героев моего фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать! Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи». Большой проблемой на съемках фильма «Гусарская баллада» стали лошади (во ВГИКе тогда верховой езде не обучали), понадеялись группу циркачей под руководством Михаила Туганова, но цирковые лошади умели выступать в тепле и бегали по кругу против часовой стрелки. А тут мороз, сугробы, ветер…к тому же жеребцы оказались очень темпераментными, "приставали" к любой кобыле. Рязанов холил мрачнее тучи – бледный, замученный… Хватался за голову: «Тяжело! Какой я дурак, что согласился! Натура уходящая, лошади бешеные». Артисты фильма, выехавшие на пленер, быстро раздобрели на санаторном пятиразовом питании и свежем воздухе, и когда Пырьев посмотрел отснятый материал, то пришел в ужас: «Где вы нашли эти сытые уродливые рожи упитанных "партизан"?». В фильме «Гусарская баллада» была настоящая охота за снегом: сперва снимали в тени, там где сугробы таяли медленнее, затем углубились в леса… Снег даже пришлось подвозить на машинах: эпизод ночной драки в усадьбе Азаровых снимался уже в конце апреля, снега уже совсем не осталось, пришлось весь двор усадьбы засыпать опилками, мелом и нафталином, крышу покрасили в белый цвет, эти преобразования совсем не порадовали Татьяну Шмыгу, исполнительницу роли красавицы Жермон: у нее от такой ядреной зимы слезились глаза и покраснел нос, актриса была аллергиком… Фильм «Гусарская баллада» стал лидером проката в 1962 году (1731 копия, 2 место) — 48.64 млн. зрителей, занял по посещаемости 40-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката... Игорь BIN
|