Народный артист СССР (1985)
Лауреат Государственных премий Армянской ССР (1975, «Треугольник»; 1979, «Снег
в трауре»)
Детство
Армен
Джигарханян происходит из старинного рода тифлисских армян. Отца он совсем не
знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью, и Армен впервые увидел
отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.
Детство мальчика прошло в русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила
на Кубани, Армен рос у нее на руках. Мама, Елена Васильевна, хорошо владела русским,
она и отвела сына в русскую школу.
Армен Борисович вспоминает: "Семья-то
армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас,
русскоговорящих людей. С русской культурой, образованием, полученным в Москве
или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то административным способом.
Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех,
кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне.
Не могу судить о других республиках - я их просто не знаю. Но в Армении был высокий
уровень русского языка за счет высокого уровня культуры".
Актером Армен
мечтал стать с детства. Любовь к театру привила ему мама. Елена Васильевна не
пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала
водить в театр и сына. Поэтому не удивительно, что к моменту окончания школы у
мальчика сформировалось твердое убеждение стать артистом.
Начало
творческой деятельности
По окончании школы в 1953 году Армен поехал в Москву
- поступать в ГИТИС, но там его ждало разочарование. На собеседовании преподавателям
не понравился акцент юноши, и Армена даже не допустили к экзаменам. С обидой и
огорчением Армен вернулся в родной город и устроился помощником оператора на киностудию
"Арменфильм", где проработал год.
В 1954 году Армен Джигарханян
поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс Армена Карапетовича
Гулакяна (окончил его он в 1958 году). Гулакян научил Армена относиться к профессии
как к ремеслу, как к мастерству; он часами рассказывал о Москвине, Тарханове,
Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из верных проповедников "системы"
Станиславского, может быть, в национальном преломлении.
Одновременно уже
с первого курса Джигарханян начал свою сценическую деятельность, участвуя в спектаклях
Ереванского русского драматического театра. С самого начала Армен стал играть
много и в самых разнообразных пьесах. Как признавался актер, он получал удовольствие
от самого пребывания на сцене. Роли были самыми разнообразными - от комедийных
и острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных
до классических. Всего за 10 лет работы в этом театре Армен Джигарханян сыграл
30 ролей, среди которых такие значительные, как Кудряш ("Гроза" А.Н.Островского),
Сергей (Иркутская история А.Н.Арбузова), Актер ("На дне" М.Горького).
В те же годы на сцене Ереванского ТЮЗа он воплотил образ Ленина ("Именем
революции" М.Шатрова).
Первые роли в кино
Как и каждый
актер, Армен Джигарханян хотел сниматься в кино. Начиная с 1955 года Джигарханян
несколько раз пробовался в разные картины. Наконец, ему доверили роль молодого
рабочего Акопа в фильме "Обвал" (1960). Затем он сыграл учителя Александра
в картине "На рассвете" и роль в фильме "Воды поднимаются".
В
1966 году Джигарханян снялся в фильме Ф. Довлатяна "Здравствуй, это я!",
который имел большой успех. В этой грустной, щемящей и поэтической киноповести
он создал образ молодого ученого-физика Артема Манвеляна. В этой роли Джигарханян
сумел передать интеллектуальную насыщенность, эмоциональное напряжение своего
героя, и всем стало ясно, что в нашем кинематографе появился незаурядный талант.
Не случайно, что сам Армен Борисович во многих справочниках именно с картины "Здравствуй,
это я!" начинается фильмография этого замечательного актера.
Уже, начиная
с первых ролей, начал вырисовываться собирательный образ персонажей Джигарханяна.
Его герои, как правило, были немногословны, им присущи сосредоточенность, нравственная
цельность и обаяние. Так в приключенческом телесериале "Операция "Трест"
(1967) Джигарханян сыграл потомственного интеллигента чекиста Артузова.
Отдельно
стоит упомянуть роль в лирической киноповести "Треугольник", вышедшей
в том же году. Джигарханян создал образ доброго, мудрого, много пережившего кузнеца
Усть Мукуча. За эту роль Армен Борисович был удостоен Государственной премии Армении,
да и сам он до сих пор считает ее своей лучшей работой.
Переезд
в Москву
Большую роль в жизни Джигарханяна сыграла встреча с режиссером
А.В. Эфросом. В 1967 году по его приглашению Армен Борисович приехал в Московский
Театр им. Ленинского комсомола, но работать вместе им довелось мало. Джигарханян
успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле "Кабала святош"
М.А. Булгакова. Уже через полгода Эфроса отстранили от руководства театром. Джигарханян
правда был введен в несколько ролей текущего репертуара, но работа без режиссера,
к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.
Вскоре артист
согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского
А.А.Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том
же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле "Разгром" А.А.Фадеева (постановка
М.А.Захарова). Следующей работой Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в
спектакле "Трамвай "Желание" Т.Уильямса - накопив к тому моменту
опыт воплощения почти исключительно положительных героев, артист оказался перед
необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее, "отрицательный".
Овечкин, Кригс и другие
Начиная с конца 60-х Армен Джигарханян
начинает много сниматься в кино, и почти каждая из его киноработ становилась событием.
В знаменитых приключенческих лентах "Новые приключения неуловимых" и
"Корона Российской империи, или снова неуловимые" он сыграл белогвардейского
капитана Овечкина, в историко-революционном фильме "Чрезвычайный комиссар"
- комиссара Петра Кобозева, в лирической киноповести "Когда наступает сентябрь"
- неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна… Герои Джигарханяна неизменно
притягивали зрителей, будь то комедии или драмы, приключенческие или лирические
фильмы.
Яркой, искрометной работой стала роль судьи Кригса в комедии Виктора
Титова "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975). Армен Борисович вспоминает
об этом фильме: "Хороший фильм. Там звезды сошлись - не звезды актерские,
а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините
мое наивное воспоминание о "Тете:", но люди, занимающиеся актерским
делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались,
нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его,
испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение".
Театр.
70-е - 80-е
В 1975 году Армен Борисович сыграл философа Сократа в спектакле
"Беседы с Сократом" по пьесе Э.Радзинского. После этой работы о Джигарханяне
заговорили как об одном из самых интересных и сильных артистов современной отечественной
сцены.
Хотя в 1970-1980-е годы Джигарханян играл в театре не очень много
(в те годы он больше был занят в кино), но каждая его роль становилась предметом
обсуждений: Большой Па ("Кошка на раскаленной крыше" Т.Уильямса), лорд
Ботвел ("Да здравствует королева, виват!"), Нерон ("Театр времен
Нерона и Сенеки" Э.Радзинского), адмирал Нельсон ("Виктория" Т.Рэттигана)
и другие. В 1976 году артист воплотил образ генерала Хлудова в спектакле "Бег"
М.А.Булгакова.
"Лучше износиться, чем заржаветь"
Параллельно с работой в театре Джигарханян постоянно снимается в кино. Особую
любовь зрителей принесла ему роль Карпа - угрюмого горбатого главаря шайки "Черная
кошка" в культовом сериале "Место встречи изменить нельзя" (1979).
Сам Армен Борисович признается, что любит этот фильм: "Он здорово сделан
по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. …В
данном же случае сошлось все: хорошая литература - братья Вайнеры, режиссер Говорухин,
компания актеров была убедительная", но о самой роли отзывается скептически:
"Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный
великолепной драматургией…"
Через год Джигарханян сыграл Фарричетти
в криминальной политической драме Семена Арановича "Рафферти" и профессионального
убийцу Макса Ришара политическом киноромане Александра Алова и Владимира Наумова
«Тегеран-43».
В 80-е годы Армен Джигарханян также снялся в фильмах:
"Жизнь Клима Самгина" (Варавка), "Маскарад" (Казарин), "Рецепт
ее молодости" (Гаук). Почти одновременно на экране и на сцене артист создает
образ Менделя Крика в пьесе И.Бабеля "Закат".
На протяжении всех этих лет, ежегодно выходит не один, а несколько фильмов
с участием Армена Борисовича. Причем, любопытно то, что, обладая характерной внешностью,
он способен удивительным образом перевоплощаться и играть русских, грузин, евреев,
людей других национальностей, умело подчеркивая отличительные национальные признаки.
К настоящему времени на счету актера более 200 киноролей. По этому показателю
он обошел таких известных актеров, как А. Делон, М. Брандо и С. Трейси. Не случайно,
что Джигарханян стал первым из российских актеров, который вошел в Книгу рекордов
Гиннеса по количеству сыгранных ролей. Не зря Валентин
Гафт в свое время посвятил ему эпиграмму:
Гораздо
меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.
Сам
актер считает эту ситуацию вполне нормальной. "Лучше износиться, чем заржаветь",
- говорит он.
Сыграв столько ролей, кажется, что просто не возможно не повторяться.
К тому же признаемся - есть немало даже неплохих актеров, которые с успехом эксплуатируют
однажды удачно сложившийся образ. К счастью Джигарханян к ним не относится. В
каждой очередной роли он всегда выглядит по-новому. Именно поэтому многие режиссеры
мечтают, чтобы Джигарханян согласился сняться в их фильмах, а зрители с удовольствием
смотрят картины с его участием.
Собственный театр
В конце
1990-х годов Армен Борисович решил создать из своих учеников в ВГИКе театр. Так
родился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна.
На
сцене своего театра Джигарханян сыграл интересные роли в спектаклях "Возвращение
домой" Х.Пинтера и "Последняя лента Крэппа" С.Беккета. О последнем
рассказывает сам Армен Борисович: "…я играю Крэппа - полтора часа на сцене
в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности,
чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал - до такой степени гниет и разлагается
этот человек... Я играю его без зубов - свои протезы снимаю...".
Помимо
этого, Джигарханян был занят в антрепризных спектаклях. Он играл на сцене Ленкома
(здесь артистом сыграны Генерал в спектакле "Варвар и еретик" по "Игроку"
Ф.М.Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано",
спектакль идет под названием "Город миллионеров").
Личная
жизнь
Те, кто когда-то слышал миф о том, что Армен Джигарханян выкрал
свою будущую жену, как крадут невест джигиты, спасаясь от погони, ускакал с
нею стремительно в Москву, будут разочарованы, узнав правду: это не он ее соблазнил,
это она его соблазнила.
Их встреча могла не состояться вовсе, потому что
Татьяна появилась в Ереване накануне главного события в жизни Армена Джигарханяна
- известный режиссер Анатолий Эфрос пригласил его в Москву. Еще не знакомый широкой
публике, но уже прославившийся на родине, тридцатилетний Джигарханян был одним
из самых популярных актеров кино и театра Армении. Но Татьяна об этом не знала,
потому что приехала из России, где еще не слышали об этой звезде. У нее в тот
момент был тоже некий перелом в судьбе: отойдя от профессии актрисы, она осваивала
новую специальность - стала работать в Ереванском театре завлитом. Армен с первой
встречи покорил Татьяну своим обаянием. Но их роман начался не вдруг, тому предшествовало
молчаливое томление души, неясность мысли, свободное течение времени. Нет, Татьяна
не боялась, что окажется непонятой и отвергнутой, она вообще не строила никаких
планов, а просто прислушивалась к себе и так и жила, переполненная чувствами.
Однажды она призналась Армену, что ей отчего-то скучно, а он сказал в ответ:
- Есть очень хорошее и проверенное средство от этого. - Какое? - спросила
она. - Нужно влюбиться, - ответил Армен и серьезно посмотрел на нее.
Ей
очень понравился его ответ. Он советует влюбиться? Замечательно! Но она уже влюбилась,
а он ничего не видит. Еще Гете сказал, что "начало всегда приятно, именно
на пороге надо останавливаться", и Татьяне хотелось как можно дольше пребывать
в состоянии неизвестности, ведь оно было таким легким и необременительным.
Однажды,
когда Армен сидел у нее в завлитовском кабинете, ее позвали к директору. Проходя
мимо него, Татьяна наклонилась и, нежно поцеловав его в нос, быстро скрылась за
дверью. Потом они стояли у окна, смотрели на улицу и молчали. Таня первая сказала:
-
Вы знаете, я последовала вашему совету. - Какому? - не понял он. - Влюбиться.
Вы посоветовали мне, чтобы интересно жилось, влюбиться, и я влюбилась. Тут она
умолкла. Он тоже молчал... - В вас, - выдохнула она.
Начались встречи,
прогулки допоздна, бесконечные разговоры о жизни, театре, искусстве. Однажды,
провожая ее, он решился: "Можно вас поцеловать?" - "Разве об этом
спрашивают?" - смутилась Татьяна.
Свадьбы как таковой не было. Пришлось
срочно собираться в Москву - Эфрос прислал телеграмму. Они расписались уже в столице,
пригласив двух свидетелей. Не успели найти кольца, и на Танин палец было надето
обручальное кольцо, с которым венчалась когда-то бабушка Армена. После регистрации
вчетвером провели вечер в ресторане "Арагви"…
С тех пор супруги счастливо живут вместе
Алексей Генералов
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Наталия Корнеева, "Татьяна Джигарханян: Нас с Арменом разделяет океан"
(журнал "Отдохни!", N4, 2002);
Джигарханян, Армен Борисович - биография (http://www.krugosvet.ru);
Армен Джигарханян - биография (http://www.biograph.comstar.ru);
Полина Капшеева, "Умозрительно любить невозможно" (http://natura.peoples.ru);
Ольга Шаблинская, "Армен Джигарханян: Больше всего на свете люблю себя"
("АиФ Суббота-воскресенье" № 21 (134) от 22.05.2001 http://www.aif.ru);
Владимир Нузов, "Интервью с Арменом Джигарханяном" (Вестник №13(298)
26.06.2002 http://www.vestnik.com)