Среди большого количества киношкол Ленинграда и Москвы середины 20-годов «Фабрика
эксцентрического киноактера» (ФЭКС) занимала особое место. В мастерской ФЭКС собрались
удивительные люди, ставшие впоследствии легендами отечественного кино: режиссеры
Григорий Козинцев, Леонид Трауберг и Сергей Герасимов, актеры Олег
Жаков, Елена Кузьмина и Янина Жеймо.
В эту же мастерскую поступил и Андрей Костричкин.
ФЭКСовцы прежде всего ориентировались на поиски собственной кинематографической
выразительности, а искали они её в так называемых «низких» жанрах – эксцентрике,
пантомиме, клоунаде, в цирке, на эстраде, в балаганах. Они отрицали театральные
традиции в кинематографе и избегали психологического раскрытия персонажей своих
фильмов.
Андрей Костричкин – один из лучших воспитанников мастерской – был невероятно
пластичен. Его преображения на съёмочной площадке были мгновенными и впечатляющими.
Невысокий, худой, комичный, в пантомиме он мог одновременно изображать стройного
тореадора и разъярённого быка. Его лучшей ролью не только того периода, но и всей
жизни вообще стала роль Акакия Акакиевича в «Шинели».
Авторы фильма стремились сделать зримым не сюжет, а дух и сам стиль прозы Гоголя,
явить на экране его мистический и, по сути, действительно эксцентричный мир. Фильм
«Шинель» пронизан той же темой возвышенных миражей, которые подчиняют себе сознание
чистосердечного идеалиста. У Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким старичком
и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой ФЭКСов молод, полон надежд,
его душа открыта миру. Андрей Костричкин сыграл мечтателя. Маленький чиновник
безнадёжно вздыхает о прекрасной Незнакомке, являющейся ему на Невском в ореоле
искрящихся снежинок... Однако прекрасная дама оказывается всего лишь проституткой.
Вынесенный урок напрочь отбивает у него желание знакомиться с дамами. Проходят
годы, и у него остается единственная мечта: новая шинель.
Великий французский мим Марсель Марсо, вдохновлённый этим фильмом, даже создал
свою пантомиму по повести Гоголя.
Впоследствии успех Костричкина в «Шинели» породил подражательные ленты, в которых
актёру так или иначе приходилось варьировать образ горемычного «маленького человека».
Это были Чучугин («Чужой пиджак»), Ян Кнукке («Женитьба Яна Кнукке»), Бирман («Города
и годы»), Иванов («Двадцать два несчастья»), «Тараканиус» («Кондуит»).
Костричкин и Жеймо
В ФЭКСе Андрей Костричкин познакомился с очаровательной Яниной
Жеймо. К тому времени она, несмотря на юный возраст, уже была известной цирковой
артисткой. Но девушку манило кино, и она решила пожертвовать своей карьерой ради
этого удивительного мира.
Вместе
они снялись в нескольких фильмах: «Мишки против Юденича», «Шинель», «Братишка»
и др.
Тогда же молодые люди решили соединить свои судьбы. У них родилась дочь, которую
тоже назвали Яниной (впоследствии она всю жизнь проработала литобработчиком на
«Мосфильме»). Но семейная жизнь Костричкина и Жеймо оказалась недолгой, и вскоре
они расстались.
С возникновением звукового кино Андрей Костричкин отошел от съемок. Он практически
полностью посвятил себя работе в театре. В 1938-1941 годах Костричкин работал
в ленинградском ТЮЗе, с 1942 - был актером Блокадного театра, а впоследствии выступал
на сцене Драматического театра им. В.Ф.Комиссаржевской.
В кино в эти годы актер играл исключительно эпизоды. Но и в новых условиях
он привносил в фильмы нечто «костричкинское», рождённое в фэксовской школе. Достаточно
вспомнить его Домового в фильме-сказке Геннадия Казанского «Снежная королева»,
старичка на свадьбе в мелодраме Михаила Швейцера «Чужая родня» или деда Есенина
в биографическом фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт».
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Андрей Костричкин на сайте "Характерные актеры" actors.km.ru;
Фильм "Шинель" www.alldvd.ru.