Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЯ + страница 2 * ВИКТОРИНА
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО + фото из журналов * ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТЁРЫ * ОБОИ * ФОРУМ

Грибов Алексей_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1935 Горячие денёчки
1937 Два брата - короткометражный
1938 Поезд идет в Москву - короткометражный
1938 Болотные солдаты
1939 Человек в футляре
1941 Первая Конная
1944 Свадьба
1944 Поединок
1945 Без вины виноватые
1946 Клятва
1949 Падение Берлина
1950 Смелые люди
1950 Секретная миссия
1950 Донецкие шахтеры
1951 Спортивная честь
1952 Ревизор
1952 На дне - фильм-спектакль
1953 Таинственная находка
1953 Сеанс гипноза - короткометражный
1954 Шведская спичка
1954 Верные друзья
1954 Анна на шее
1955 Сын
1957 Как поймали Семагу - короткометражный
1957 Гуттаперчевый мальчик
1958 "Чудотворец" из Бирюлёва - короткометражный
1958 Дело "пёстрых"
1958 Военная тайна
1959 Произведение искусства - короткометражный
1959 Песнь о Кольцове
1959 Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва
1959 Люди на мосту
1959 Верные сердца
1960 Слепой музыкант
1960 Мёртвые души - фильм-спектакль
1960 Бессонная ночь
1960 Алёшкина любовь
1961 Полосатый рейс
1961 Взрослые дети
1962 Семь нянек
1962 Сева лечит друга - короткометражный
1962 Как рождаются тосты - короткометражный
1963 Слепая птица
1963 Первый троллейбус
1967 Чувство юмора
1963-1967 Фитиль - короткометражный
1964 Что такое теория относительности - короткометражный
1964 Рогатый бастион
1964 Донская повесть
1965 Учитель словесности - фильм-спектакль
1965 Дорога к морю
1966 Начальник Чукотки
1966 Долгая счастливая жизнь
1966 Гравюра на дереве - фильм-спектакль
1967 Татьянин день
1968 Зигзаг удачи
1968 Виринея
1968 В гостях у московской милиции - фильм-спектакль
1968 Барсуки - фильм-спектакль
1969 Если есть паруса
1970 Любовь Яровая
1970 Крушение империи
1971 Поженились старик со старухой - короткометражный
1971 День за днём - сериал
1972 За всё в ответе
1972 Враги - фильм-спектакль
1973 Село Степанчиково и его обитатели - фильм-спектакль
1974 Соло для часов с боем - фильм-спектакль


ГРИБОВ
Алексей Николаевич

31.01 (18.01 по ст.стилю).1902, Москва – 26.11.1977, Москва

Народный артист РСФСР (1943)
Народный артист СССР (1948)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1942, за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Кремлёвские куранты»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1946, за исполнение роли матроса Соловцова в спектакле «Офицер флота»)
Лауреат Сталинской премии второй степени (1951, за исполнение роли тренера Воронова в фильме «Смелые люди»)
Лауреат Сталинской премии первой степени (1952, за исполнение роли в спектакле «Плоды просвещения»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1974, за исполнение роли часовщика Райнера в спектакле «Соло для часов с боем»)
Герой Социалистического Труда (2.02.1972)
Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1972), ордена Октябрьской Революции (1971), двух орденов Трудового Красного Знамени (1938, 1948)

Детство

Алексей Грибов родился 31 января 1902 года в Москве, в рабочей семье. Его отец работал шофером, а мама трудилась на табачной фабрике. Вредное производство сгубило маму, она умерла, когда Алексею было всего два года. Вскоре отец снова женился, и его новая супруга заменила Алексею мать.

В 1910 году Алексей пошел учиться в школу, а в свободное время он помогал отцу в уходе за автомобилем. В 1914 году грянула Первая мировая война. Спустя два года отца Алексея призвали на фронт, и мальчику, как самому старшему в семье (у него были сестра и два брата) пришлось идти работать конторщиком в управление шелкоткацкой фабрики «Симонов и К».

Театр и кино. 20-е - 30-е годы

В 1919 году Алексей Грибов поступил в Школу-клуб №2 Замоскворецкого района. Там он впервые увлекся театром и стал играть в любительских спектаклях под руководством Вячеслава Барановского. Сцена так запала в его сердце, что в 1922 году Алексей поступил в Третью студию Московского художественного театра, а после окончания ее в 1924 году был принят в труппу МХАТ.

Первыми работами Алексея Грибова на сцене МХАТ стали: Крэгс в спектакле «Битва жизни» по Чарльзу Диккенсу и боярин Михайло Головин в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Они показали огромный потенциал молодого актера. Однако до 1934 года ему доводилось играть лишь небольшие роли: мужик с подвязанной щекой в спектакле «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, пономарь в спектакле «Елизавета Петровна», Вася в спектакле «Квадратура круга» В. Катаева, Яша в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова, Кот в «Синей птице» Метерлинка, деревенский старик в спектакле «Воскресение» по Л. Толстому, околоточный Медведев в спектакле «На дне» М. Горького и др.

С 1934 по 1940 год Алексеем Грибовым на сцене МХАТа был создан целый ряд ярких сценических образов: Собакевич в «Мёртвых душах» по Н. В. Гоголю, Василий Достигаев в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького, Левшин в спектакле «Враги» М. Горького, Хлынов в спектакле «Горячее сердце» А. Н. Островского, Достигаев в спектакле «Достигаев и другие» М. Горького, Чебутыкин в спектакле «Три сестры» А. П. Чехова.

С середины 30-х началась и кинокарьера Алексея Грибова. На экране он дебютировал в 1935 году небольшой ролью командира танкового батальона в мелодраме Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Горячие денёчки». В 1938 году на экраны вышла антифашистская социальная драма Александра Мачерета «Болотные солдаты», рассказывающая о борьбе коммунистов-подпольщиков в Берлине начала тридцатых годов. В этом фильме актер исполнил главную роль подпольщика Шульца. Спусят год Алексей Грибов снялся в роли Афанасия в фильме Исидора Анненского «Человек в футляре» (экранизации одноименного рассказа А.П.Чехова).

Военные годы

В годы Великой Отечественной войны Алексей Грибов продолжил активно работать на сцене и в кино. В театре ему предложили сыграть Ленина в спектакле «Кремлёвские куранты» по одноименной пьесе Николая Погодина, повествующем о зарождении плана электрификации Советского Союза. Грибов долго сомневался, зная, что подобные роли могут «испортить» творческую биографию: после этого актер может навсегда лишиться возможности играть отрицательные и комедийные роли, а играть лишь положительных героев никому не интересно. В итоге Грибов все же согласился, а что касается дальнейшей карьеры, то и тут все оказалось в порядке, и дальнейшие работы на сцене и в кино это подтвердили.

В 1944 году Алексей Грибов сыграл одну из самых знаменитых ролей в кино – Отца невесты в комедии Исидора Анненского «Свадьба», поставленной по мотивам рассказов и водевиля А.П. Чехова на Тбилисской киностудии. Режиссер собрал просто уникальный состав. Помимо Алексея Грибова в картине снялись: Фаина Раневская, Эраст Гарин, Зоя Фёдорова, Михаил Яншин, Сергей Мартинсон, Вера Марецкая, Осип Абдулов и другие звезды советского кино. В итоге получилась шикарная комедия, высмеивающая мещанские ценности, в которой можно смаковать каждую сцену.

Кино. Вторая половина 40-х – 50-е годы

Вскоре после окончания войны, в 1946 году, Алексей Грибов снялся в одиозной ленте Михаила Чиаурели «Клятва», канонизирующей «великого отца народов И.В.Сталина». Актер сыграл в фильме Климента Ефремовича Ворошилова. Еще раз этот образ ему довелось воплотить на экране еще пару раз. Спустя три года Грибов вновь перевоплотился в Ворошилова еще в одной картине Михаила Чиаурели «Падение Берлина», столь же прямолинейно-пропагандистской, восхваляющей гений Иосифа Виссарионовича. А в 1950 году он появился в этой роли уже в социальной драме режиссера Леонида Лукова «Донецкие шахтеры».

В том же 1950 году режиссер Константин Юдин, зная любовь Алексея Грибова к лошадям, пригласил его на роль старшего тренера конезавода Константина Сергеевича Воронова в свою приключенческую картину «Смелые люди». Фильм был построен в редком для советского кинематографа жанре вестерна. Действие разворачивалось перед началом войны и во время войны, отважные и смелые работники конезавода разоблачали фашистского шпиона, лихо мчались на лошадях, демонстрировали чудеса джигитовки. Участвовал в трюковых съемках и Алексей Грибов, отказавшийся от дублера. В итоге это чуть не стоило ему жизни. В сцене, где он скакал по горному серпантину, заворачивая табун, он так увлекся, что сам едва удержался от падения в пропасть.

Комедийное дарование Алексей Грибов в очередной раз продемонстрировал в фильмах «Ревизор» (1952), «Шведская спичка» (1954), «Верные друзья» (1954).

В картине режиссера Константина Юдина «Шведская спичка» Алексей Грибов вновь обратился к творчеству А.П.Чехова. Фильм, представляющий из себя пародию на детектив, был снят в иронически-саркастическом ключе, где главные герои, соскучившийся по большому делу туповатый следователь Николай Ермолаевич Чубиков
(его-то с блеском и сыграл Алексей Грибов) и его неугомонный помощник Дюковский (Андрей Попов), разворачивали бурную деятельность по поиску пропавшего отставного корнета.

А в комедии Михаила Калатозова «Верные друзья» Алексей Грибов создал блестящий образ начальника строительства Виталия Григорьевича Неходы. Его герой – яркий пример местного начальника, работающего по инструкциям. Это его знаменитое: «как нам вышестоящими инстанциями предписано, так мы строим, как нам не предписано - так мы не строим!».

Кино. 60-е – 70-е годы

Звездные роли Алексея Грибова пришлись на 60-е годы. 27 июня 1961 состоялась премьера эксцентрической комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс», в которой актер сыграл капитана теплохода «Евгений Онегин» Василия Васильевича, вынужденного принять на борт необычный груз – тигров и львов. Веселая и очень легкая картина сразу же полюбилась миллионам зрителей. Со временем фильм стал классикой отечественного кинематографа, и редкий праздник обходится без демонстрации «Полосатого рейса».

Спустя несколько месяцев вышла еще одна знаменитая кинолента – комедия Виллена Азарова «Взрослые дети». Картина была построена на извечном конфликте отцов и детей. С одной стороны – пожилые супруги Королевы: Анатолий Кузьмич (которого сыграл Алексей Грибов) и Татьяна Ивановна (эту роль исполнила Зоя Федорова). С другой – их дочь Люся и зять Игорь (Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко). На различии их взглядов на жизнь, на быт, на воспитание детей и были основаны все комедийные моменты. Вместе с тем картина поднимала и серьезные вопросы. Милым, трогательным старикам, со свойственной их возрасту мудростью, приходилось мириться с эгоизмом своих детей, а те, в свою очередь искренне не понимали, что создают им неудобства и проблемы.

В следующие годы актер отметился в знаменитой комедии «Семь нянек» (дедушка Лены), мелодраме «Первый троллейбус» (вахтер Егор), драме «Донская повесть» (старый казак Кузьмич) и ряде других картинах. Все персонажи Алексея Грибова отличали удивительная достоверность, мягкий юмор и самоирония.

В таком ключе была исполнена и его роль в фильме Виталия Мельникова «Начальник Чукотки», соединившем в себе сразу несколько жанров: комедию, приключения и отчасти драму. Во многом успеху фильма способствовал идеальный дуэт Алексея Грибова и Михаила Кононова. Первый создал образ жуликоватого коллежского регистратора Тимофея Ивановича Храмова, второй – идейного, стойкого и немного наивного комиссара Алексея Бычкова, прибывшего на Чукотку налаживать Советскую власть.

На исходе 60-х Алексей Грибов сыграл заметные роли в комедии «Зигзаг удачи» (директор фотоателье Полотенцев), социальной драме «Виринея» (следователь), киноповести «Если есть паруса» (начальник пароходства Остапчук). А самой заметной работой актера начала 70-х стала роль дяди Юры в телевизионном сериале «День за днем». Это был первый опыт отечественного телевидения в создании сериалов. Успех превзошел все ожидания – на протяжении нескольких дней зрители с удовольствием наблюдали за перипетиями судеб главных героев – двух московских семей.

Театр

Сцене МХАТа Алексей Грибов посвятил всю свою жизнь. Диапазон его сценических персонажей был чрезвычайно широк: грозный Малюта Скуратов в спектакле «Трудные годы» А. Н. Толстого, Лука в драме М. Горького «На дне», Шмага в комедии А. Островского «Без вины виноватые», Земляника в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», Непряхин в драме Л. М. Леонова «Золотая карета», Ленин в спектакле «Цветы живые» и др.

МХАТ много гастролировал по миру, и его спектакли всегда пользовались огромным успехом у театральной публики и зарубежной прессы. Неизменно отмечали и гениальную игру Алексея Грибова. Так в Париже после спектакля «Вишневый сад» (по одноименной пьесе А. П. Чехова), в котором Грибов играл Фирса, его окрестили «русским Жаном Габеном», а в Лондоне на зрителей неизгладимое впечатление произвел угрюмый Собакевич из «Мертвых душ» Гоголя.

Одной из самых знаменитых работ Алексея Грибова, несомненно, был Фома Опискин в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» по повести Ф.М. Достоевского. Актер создал незабываемый образ самовлюбленного интригана и деспота, наделенного ханжескими манерами и безграничной самоуверенностью. Позже, в 1973 году, этот спектакль был экранизирован.

Личная жизнь

Первый раз Алексей Грибов женился, когда ему было около тридцати. Однажды он повстречал Елену Владимировну Барановскую, вдову своего учителя по Школе-клубу Вячеслава Барановского. Елена Владимировна, которая была старше Грибова на 10 лет, после смерти мужа осталась без средств к существованию. Грибов стал заботиться о ней, а затем, когда поползли разные сплетни, официально узаконил их отношения. Можно с уверенностью сказать, что этим Грибов спас женщину.

Второй женой Алексея Грибова стала студентка режиссерского факультета Школы-студии МХАТ Изольда Апинь, с которой он познакомился вскоре после войны. В 1947 году у них родился сын, которого назвали, как и отца, Алексеем. Изольда Федоровна после окончания учебы стала работать в МХАТе помощником режиссера. Младший Алексей Грибов не пошел по стопам отца: «Наверное, потому, что я рано понял, что в этой профессии можно быть только выдающимся. Средним – это обречь себя на постоянное унижение и зависимость. А быть плохим актером с фамилией Грибов – это уже трагедия».

В середине 50-х Алексей Грибов и Изольда Апинь расстались. Грибов-младший рассказывал: «Им было трудно вместе: два мощных характера, не прощавших друг другу обид. Вообще два творческих человека в одной семье – это всегда не просто». Не лучшим образом влияло на отношения пристрастие Алексея Грибова к алкоголю. Говорят, что у него это было наследственное: он мог подолгу не пить, но затем срывался и уходил в запой.

Однажды он ушел в запой во время съемок фильма «Гуттаперчевый мальчик», в котором исполнял ключевую роль клоуна Эдвардса. Чтобы вывести его из такого состояния режиссер решил подослать к актеру молодую красивую женщину, которая работала у него ассистентом. Грибов, увидев ее, согласился вернуться на съемочную площадку. Мало того, он влюбился в нее, и после съемок меж ними вспыхнул роман. Вскоре они поженились. Своей новой супруге Грибов дал обещание не пить. Он действительно четыре года не брал в рот спиртного, но затем пагубная тяга взяла свое…

Последние годы

В начале 70-х на гастролях в Ленинграде прямо во время спектакля «Три сестры» Алексею Грибову стало плохо: он стал запинаться, волочить ногу. Спектакль на некоторое время прервали, но затем возобновили, и Грибов доиграл до конца. А потом оказалось, что у него инсульт. Окажи ему помощь раньше, возможно последствия были бы не столь тяжелыми…

Спустя некоторое время Алексею Грибову стало несколько легче. У него восстановилась речь, он начал ходить, а затем и возобновил занятия со студентами МХАТа. Но на сцене и на съемочной площадке он больше не появлялся.

Скончался Алексей Николаевич внезапно, когда смотрел по телевизору какой-то фильм. Случилось это 26 ноября 1977 года. Похоронили актера на Новодевичьем кладбище в Москве.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Дмитрий Щеглов, «Соло для неудобного человека», «Совершенно секретно», No.7/182
Федор Раззаков, «Свет погасших звезд-2», Москва, «Эксмо», 2007

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.