Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье.
Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах
и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо
–литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то
в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару
реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны,
и горе-химика исключили из школы.
Учеба
Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню.
Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай
не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее
будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование
по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на
приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое
училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только
что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.
Одаренному студенту все пророчили успех на многие годы. Окончив техникум, в
1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера
балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой - во время очередного
спектакля ему стало плохо, сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.
Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных
площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович
Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера
Филиппов играл в основном комедийные роли. Да и в амплуа комика он чувствовал
себя как рыба в воде. Актер был безмерно счастлив, что сказав всего одну реплику,
он может заставить смеяться целый зал.
Кино
В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным
в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась,
в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии
режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера».
Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.
Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному
через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав,
что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо:
съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.
Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод
еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно
закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось
бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино.
Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!
После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать
на съемки. Роль следовала за ролью.
Первый брак
К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на Алевтине Ивановне
Григорович, которая вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме. Рисковали
они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось
в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в
строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у ее будущего мужа не
было, как говорится, «ни кола, ни двора».
Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство
о браке, и семья зажила. А в 1938 году у них родился сын Юрий.
Тридцатые годы
В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член
правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека,
лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей
новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время
познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших
излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской
власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.
Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская
сторона» Козинцева и Трауберга, где молодой артист выделился резкостью и точностью
характера своего героя, и старого железнодорожника в картине «Аринка» Кошеверовой
и Музыканта.
Сергей Филиппов переживал пору подъема. Талантливый режиссер Сергей Юткевич
пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная
работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.
Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость
и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе
привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его
лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала
на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать
от опасных трюков и экспериментов.
«Приключение Корзинкиной»
Развитие советской эксцентрической кинокомедии проходило в сложных условиях.
Этот жанр был отнесен к разряду «формалистических». Но первая картина - «Приключения
Корзинкиной», режиссера Климентия Минца, с чудесной актрисой редкого комедийного
дарования и огромного обаяния Янины Жеймо
в главной роли, прошла с успехом. Сергей Филиппов сыграл в этом фильме роль мастера
художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе.
Герой актера, чтец вышел на сцену с мышкой, которая проскользнула за ворот
фрака, читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение
самого исполнителя, хихикающего от того, что мышь его щекотала, находились в резком
противоречии. Сергей Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым
острым приемам игры - гротеску и буффонаде - и достигал необыкновенного комического
эффекта, роль удалась необыкновенно.
В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады актер сыграл следующую
роль - ефрейтора Шпукке, в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих
статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея
Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».
«Ночной патруль»
Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие
годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого
не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда
не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители
узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой,
даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.
«Чаще всего, - говорил Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских
людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный
смысл». Таким престал перед зрителями Сергей Филиппов в картине «Ночной патруль»
в роли завмага Ползикова. Актер присутствовал на допросах проворовавшихся дельцов,
подобных Ползикову. Ему казалось, что он нашел эту особенность и показал ее не
просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное тем социальным
строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед советским правосудием
и неизбежным разоблачением его жульнических операций.
Личная жизнь
Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер
пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался.
Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки,
все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала
сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…
Сергей Филиппов не долго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей
Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его
старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.
Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева,
будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала
каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась
Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались
безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…
1950–е годы
С середины 50-х последовал новый взлет популярности Сергея Филиппова. Все началось
с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические
краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру.
Филиппов создал живого человека, наделенного жизненными чертами. Наглый, самовлюбленный,
дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Но его,
как и каждого, кто возомнит себя незаменимым в этой жизни, ждал бесславный конец.
Вторая
половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной
сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков
было немного. Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича - лектор «из Общества»
в картине «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Несколько мгновений присутствовал
на экране лектор «из Общества» - Сергей Филиппов, а перед зрителем возникал незабываемый
образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности,
от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло.
Он произносил очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов
Филиппов передал неизмеримо больше того, что было отпущено актеру по тексту.
Невозможно не вспомнить еще одну работу артиста. В фильме «Девушка без адреса»
он сыграл начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского. Перед нами очередной
«пустобрех», уверенный в своей необходимости и незаменимости и рассуждающий о
«своевременности оборачиваемости поступающих директив своевременно и точно в свое
время» в его конторе. Зато в домашнем кругу он превращается в подкаблучника Масика.
Помните его фразу, обращенную к жене: «Масик хочет водочки».
Последние роли
Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова
были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не
пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение
к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как
«острую приправу к пресному блюду».
Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров,
швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих
персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему
всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки
роли, то все убеждались в его широких возможностях.
В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению
опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность - он
продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии
Леонида Гайдая «12 стульев».
Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста
РСФСР.
70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились
и роли Филиппова фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан».
В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься.
Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида
Гайдая «За спичками» и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце».
И еще немного о нем
Сергей Филиппов был человеком резким, грубоватым, закрытым, близких друзей
почти не имел, поэтому истину о нем рассказать мало кто смог бы.
Со своим сыном Юрием Филипповым он, несмотря на запрет супруги, продолжал поддерживать
отношения. Как рассказывал Юрий Сергеевич, отец продолжал любить и его и свою
бывшую жену. Поэтому решение Алевтины Ивановны и Юрия в начале 70-х эмигрировать
в США стало для Сергея Филиппова большим ударом. Он посчитал их предателями, отказался
общаться с ним и долгие годы не отвечал на письма и звонки. Правда, со временем
отцовские чувства возобладали над эмоциями, и родственная связь, пусть и не очень
близкая, восстановилась.
В последние годы своей жизни Сергей Филиппов был очень одинок. После смерти
в 1989 году Антонины Голубевой он остался совсем один, без средств к существованию.
Беспомощного старика навещали друг Константин и актриса Любовь Тищенко. Они убирали
квартиру, кормили его…
За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте. «Знаешь,
я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались
одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная
роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».
Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Антониной
Голубевой. Эпитафией артисту стали его любимые стихи: «И не будет в день погребения
ни свечей, ни церковного пения».
Татьяна Новитченская
Использованные материалы:
Федор Раззаков, «Свет погасших звезд», Москва, «Эксмо» 2007 г.;
Мария Шувалова, «Сергей Филиппов. Творческая биография», 1968 г.;
«Филиппов Сергей Николаевич», «Комментарии дня»;
Сергей Капков, «Актеры советского кинематографа», «Пляска на могиле кумира»;
«Любимый актер Гайдая умер от безумия», Правда.РУ, 4 июня 2004