Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЯ + страница 2 * ВИКТОРИНА
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО + фото из журналов * ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТЁРЫ * ОБОИ * ФОРУМ
href="/m/">М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я
  • A-Z
  • ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЯ + страница 2 * ВИКТОРИНА
    ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО + фото из журналов * ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТЁРЫ * ОБОИ * ФОРУМ
    титут благородных девиц и хотя не испытывала враждебности по отношению к советской власти, но и приспособиться к ней никак не могла. Аросева вспоминала, как в голодные послевоенные годы колдовала над салатом из трески с картошкой, а мама, лежа на диване, суфлировала: "Обязательно приготовь соус сабайон..." Сама она готовить никогда не умела. Но очаровательные странности не помешали Ольге Вячеславовне добиться, чтобы после ареста бывшего мужа ей отдали дочерей, которые прежде жили с отцом. Кажется, она даже встала на колени перед высокопоставленными чекистами. И вымолила: в детский дом девочек не отправили.

    Еще со времен пражского детства выяснилось, что Оля Аросева - прирожденная актриса. Как-то раз, посмотрев "Трехгрошовую оперу", она нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным буржуа трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не дает. Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние. (Нищих в те годы в Праге не водилось.)

    Приехав в Москву, Оля дебютировала в школьном театре. Сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка. Вместе с первой ролью появился и первый поклонник; ухаживал он своеобразно - регулярно срывал с объекта поклонения зимнюю шапку и забрасывал на дерево. Но однажды поплатился: решительная Оля вылила на его белобрысую голову пузырек чернил, и незадачливому ухажеру пришлось ходить в школу с сиреневой шевелюрой.

    Упомянув о первой роли и первом поклоннике, стоит рассказать и о первом гонораре. Как ни странно, к лицедейству он отношения не имел. Однажды, по пути на стадион, где наша героиня занималась гимнастикой, к ней подошел невысокий человек не слишком примечательной наружности и предложил написать ее портрет. Он платил ей как настоящей натурщице. Это был Николай Ромадин. Результатом их дружбы оказались два полотна, которые потом, став взрослой, Ольга Александровна выцарапала у художника с большим трудом.

    Ленинградский Театр Комедии

    Ее ранняя юность совпала с войной. Именно в это серьезное время молоденькая девушка поступила... в цирковое училище. Правда, она мечтала быть наездницей, но коней, как на грех, мобилизовали. Новоявленная циркачка не отчаивалась - с энтузиазмом жонглировала и ходила по проволоке. Параллельно с цирковым училищем она успевала посещать десантную школу, и неизвестно, чем бы это кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам с парашютом. Девушка буквально теряла сознание от ужаса и была отчислена. Зато со второй попытки прошла в театральное.

    Восхитительный авантюризм, присущий нашей героине, сыграл поворотную роль в ее судьбе. В 1946 году в Москве проездом из эвакуации гастролировал ленинградский Театр комедии под руководством замечательного режиссера и художника Николая Акимова. Аросева, еще не завершившая обучение, пришла показаться, была встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное, "обманным путем" просочилась в труппу. Уехала в Ленинград, где провела пять счастливейших лет, освоила азы профессии, партнерствовала с изумительными актерами. Здесь она впервые вышла замуж и здесь... угодила под суд - когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала.

    Но всему приходит конец. Причем хорошему - много раньше, чем хотелось бы. Акимова сняли, вменив в вину космополитизм. Отреклись от него все, за исключением двух человек: Бориса Смирнова (он впоследствии успешно играл Ленина во МХАТе) и нашей безалаберной, отчаянной, безоглядной героини, на удивление преданной тем, кто ее "приручил". В Ленинграде ей больше делать было нечего, и она в 1950 году вернулась в Москву.

    Театр Сатиры

    В столице Ольга Аросева устроилась в Театр сатиры, где проработала до конца жизни (с перерывом в 1969-1971 она уходила в Драматический театр на Малой Бронной). Она всегда была актрисой определенного амплуа, но этим не тяготилась. Посмеиваясь, она говорила: "На первых курсах в силу худобы мне давали играть лирических героинь, потом природный юмор победил". Некоторые критики говорили о ее несостоявшейся судьбе масштабной драматической актрисы, которой "доступны и тонкий психологизм, и острые формы трагифарса". Но она пользовалась беспредельной народной любовью и без этого. Благодарной публике она была и остается милее в образе эксцентричной пани Моники и простодушных героинь рязановских комедий. Наверное, поэтому она не ломала рамки собственного амплуа. Тем более что в разные времена оно позволяло работать в пьесах Островского, Эрдмана, Бомарше, Грибоедова, Кальдерона...

    В Театре сатиры Ольга Аросева сыграла множество ролей: Хун-Нян - "Пролитая чаша" Ван Ши-фу (1952), Клотильда, Рашель - "Господин Дюруа" И. Прута и Е. Штейнберга по Ги де Мопассану (1953), Настенька - "Свадебное путешествие" В. Дыховичного и М. Слободского (1954), Павликова - "Дело было в Конске" ("Домик") В. Катаева (1956), Мадлен - "Только правда" Ж.-П. Сартра (1956), Ольга Чиголелла - "Ложь на длинных ногах" Э. де Филиппо (1957), Юлия Джули - "Тень" Е. Шварца (1958), Валя - "200 тысяч на мелкие расходы" В. Дыховичного и М. Слободского (1960), Бабета - "Бидерман и поджигатели" М. Фриша (1965), Леди Аттеруорд - "Дом, где разбиваются сердца" Б Шоу (1965). Преимущественно комедийная, характерная актриса, она добивалась остроты сценического рисунка, колоритности бытовых деталей.

    Кстати, несмотря на неслыханную популярность, Аросевой долго не давали звание: диплома-то она так и не защитила, не доучилась. Будучи впервые представленной к званию Заслуженной актрисы в 25 лет, она получила его только лишь в 50. А в 60 была удостоена звания Народной актрисы, хотя на деле ею была уже многие годы. Кстати, "корочкой" она все-таки обзавелась - на 80-летие вахтанговцы торжественно вручили Ольге Александровне диплом Щукинского училища...

    "Кабачок 13 стульев"

    Художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек одно время не часто "баловал" Ольгу Аросеву премьерами, а в конце 1960-х практически не замечал. Актрису буквально спасал телевизионный "Кабачок 13 стульев". Стартовавшая в 1969 году, эта передача мгновенно стала необыкновенно популярной, а артисты, выступавшие в ней, настоящими звездами телеэкрана. Ольга Аросева выступала в этой программе в образе законодательницы мод, предприимчивой "светской львицы" пани Моники, которую полюбила вся страна. Она рассказывала: "Узнавания всюду были потрясающие. А сколько мне писали, что новорожденных девочек называли Мониками! Приятно, что выросли уже другие поколения, а нас и сейчас помнят и, к счастью, узнают".

    "Кабачок 13 стульев" просуществовал на экране 15 лет. За это время в эфир было выпущено 133 выпуска. Закрыли программу в ноябре 1980 года после обострения политической обстановки в Польше...

    Кино

    Также Ольгу Аросеву выручал кинематограф. В 50-е годы она снялась в небольших ролях в таких популярных фильмах, как комедия Николая Досталя "Мы с вами где-то встречались..." (фанатка Максимова) , мелодрама Эльдара Рязанова "Девушка без адреса" (соседка), комедия Андрея Фролова "Гость с Кубани" (Надя), комедия Андрея Тутышкина "Безумный день" (секретарша Миусова).

    Но первым большим успехом Ольги Аросевой стала ее роль в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966), где снялось целое созвездие актеров - Иннокентий Смоктуновский, Георгий Жженов, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Анотолий Папанов, Евгений Евстигнеев и другие. В этой картине о честном угонщике Деточкине актриса исполнила роль Любы, невесты главного героя, женщины обаятельной, заботливой и верной. Кстати, для этой роли Ольга Аросева по-настоящему научилась водить троллейбус, отправившись по настоянию Эльдара Рязанова на курсы водителей.

    Затем были аристократка, владелица верфей, складов, касс и векселей мадам Ксидиас в трагикомедии "Интервенция", колдунья-студентка Альфа Ивановна Кокошкина в детском фильме "Два дня чудес" и, конечно же, бойкая, озорная, веселая Парася Никаноровна в музыкальной комедии Олега Николаевского "Трембита".

    Ольга Аросева в фильме Старики-разбойникиВ начале 70-х Ольга Аросева вновь была приглашена Эльдаром Рязановым. И вновь в компании звезд советского кино она снялась в фильмах, ставших впоследствии классикой нашего кино. В трагикомедии "Старики-разбойники" (1971) она сыграла инкассатора Анечку Суздалеву, которая вместе со скромным служащим Воробьевым (Евгений Евстигнеев) решает помочь следователю Мячикову (Юрий Никулин), которого увольняют на пенсию. Смешная и грустная история о советских пенсионерах. Суздалева в исполнении Аросевой добрая, немного простодушная, беззащитная и в тоже время решительная, способная на все ради любимого человека. В другой знаменитой комедии "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973) Ольга Аросева сыграла мать главного героя Андрея Васильева.

    С 80-х годов работы в кино стали для Ольги Аросевой чрезвычайно редким явлением, она практически полностью переключилась на театр.

    Театр. Возрастные роли

    С уходом из Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь, наконец, ее плотно заняли в репертуаре. В это время она сыграла следующие роли: Королева - "Волшебные кольца Альманзора" Т. Граббе (1971), фрекен Розенблюм - "Пеппи Длинный чулок" А. Линдгрен (1973), Марселина - "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1974), Хлестова - "Горе от ума". А. Грибоедова (1976), Вера Васильевна - "Гнездо глухаря" В. Розова (1980), Чебоксарова - "Бешеные деньги". А.Н. Островского (1981), Серафима Ильинична - "Самоубийца" Н. Эрдмана (1982), Партнерша - "Концерт для театра с оркестром" Гр. Горина и А. Ширвиндта (1982), Шарлотта Ивановна - "Вишневый сад" А.П. Чехова (1984) и другие.

    В 90-е годы и в начале 2000-х у актрисв было несколько премьер. В их числе: Миссис Бэнкс - "Босиком по парку" Н. Саймона (1990), мадам Розпетл - "Папа, бедный папа!.." А. Копита (1991), Памела Кронки - "Как пришить старушку" Д. Патрика (1995), "Неаполь - город миллионеров" Э. де Филиппо (1999), "Афинские вечера" П. Гладилина (2000) и "Мадлен и Моисей" (2001).

    Мультипликация

    Еще одна страница творческой работы Ольги Аросевой - работа в мультипликации. Популярнейшая актриса работала там с 60-х годов. Ольга Александровна являлась одной из лучших исполнительниц ролей лисиц и слоних. Также ее голосом говорили эксцентричная Баба Яга из серии олимпийских мультфильмов под общим названием "Баба Яга против" и госпожа Беладонна из телесериала "Приключения поросёнка Фунтика".

    Личная жизнь

    Ольгу Аросеву отличали несравненный шарм, легкая стервозность (в пределах разумного), исключительное чувство товарищества и непростой характер, который она сама объясняла рождением между знаками Стрельца и Козерога. В один день со Сталиным, между прочим.

    Будучи жизнелюбивой, она ценила банные радости и плавание в бассейне, питала слабость к ярким украшениям (бижутерии не признавала), любила животных, преферанс, путешествия. Нкогда не считая себя красавицей, она не сомневалась в своей способности вскружить голову кому угодно.

    Ольга Александровна предпочитала голубоглазых блондинов. Замуж выходила четырежды. Первый муж был музыкант, второй - артист Театра сатиры Юрий Хлопецкий, третий - певец Аркадий Погодин, говорить о четвертом она избегала. С избранниками она всегда расставалась без скандала, что позволяло впоследствии поддерживать самые дружественные отношения.

    Игорь BIN

    Использованные материалы:
    Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис2000);
    Эльвира Подколодная, "Ольга Аросева" http://www.peoples.ru;
    Ольга Аросева http://persona.rin.ru;
    Ольга Аросева http://actors.km.ru;
    Ольга Аросева http://www.satire.ru

    © 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.

    Оцените, пожалуйста, материал:
    42 голоса, 4.36 из 5 (87% рейтинг)