Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: ИСТОРИИ ::.

Петр Черняев
Нота ностальгии

Многосерийная «Московская сага», сделанная режиссером Дмитрием Барщевским по роману Василия Аксенова и сценарию Натальи Виолиной, явно претендует на многомерный охват советских времен и на право расставить точки над «i» в истории Отечества.

Работа, безусловно, трудная, возможно, для авторов даже вдохновенная, но нельзя не отметить, что вялая по режиссуре «Московская сага» идет абсолютно проторенными тропами, не делая открытий и не даря откровений. Нам подробно излагают жизнь семьи личного врача Сталина Бориса Никитича Градова, следя подробно (даже слишком) за историей ее членов, сыгранных известными и малоизвестными актерами.

К большому дому в Серебряном Бору стягиваются ниточки судеб и историй персонажей, отсюда они уходят в «большую жизнь», здесь выносят приговор своему времени, сюда возвращаются после «отсидки», чтобы снова пить чай и мучиться, как это делали герои Чехова. Есть в круговерти вокруг «глубокоуважаемого шкафа» что-то от русской классики, от старой патриархальной жизни.

В первых сериях это греет как воспоминания о чем-то добром, милом и навсегда утерянном, но когда видишь, что стабильности нет и в этом доме, то возвращения в Серебряный Бор становятся навязчивыми, ненужными, высосанными из пальца. Расширяя рамки своей саги, авторы уводят нас то в грузинский городок, выстроенный в павильоне, то в коридоры Кремля, взятые напрокат в других организациях, то в несколько театрализованный концлагерь, то на передовую. Но показано все это скупо, отраженно, что вполне допустимо — еще Чехов утверждал, что лунную ночь можно изобразить лишь блеском в осколке бутылочного стекла. Показали публику у кинотеатра «Художественный» на премьере «Броненосца «Потемкина» — обозначен 1925 год. Показали немецкий танк, въехавший во двор госпиталя, — обозначили то, что творилось на фронтах в начале войны. В конце концов, нашу память будят детали, запахи, ощущения: старая театральная программка может напомнить историю любви, забытая фотография — дорогого тебе человека, клочок кружев — целую эпоху. Так что сценариста, идущего вслед за сюжетом, не упрекнешь.

При этом от некоторых диалогов возникает оторопь: люди былых времен говорят такие вещи, какие мы сами-то начали формулировать лишь лет десять назад. А они будто смотрели в будущее, сурово оценивали структуру сталинской власти и смело делились друг с другом размышлениями о судьбах страны, которые в те годы только ленивый не донес бы «куда следует». Люди тех лет ведь прекрасно понимали, что им может грозить за подобные вольности. Виолина, как она сама признавалась в прессе, дописывала Аксенова, вставляя в сюжет истории своих родных и знакомых. Портретно похож, но безжизнен на экране Сталин (непрофессиональный актер Владимир Миронов), отведены на периферию сюжета колоритные Берия (Иракли Мачарашвили) и его помощник Нугзар (Александр Резалин), взбирающийся по карьерной лестнице. Хорош, но быстро исчезает с экрана Фрунзе в исполнении Игоря Скляра. Неубедителен, на мой взгляд, в роли Шевчука Дмитрий Харатьян, решивший сменить свое амплуа. Безнадежно однообразна Ольга Будина. На штампах играет свою горничную Агашу Марина Яковлева.

«Московская сага» грешит затянутостью, театральностью, бедностью обстановки. Однако есть в ней то, что привлекает сегодня зрителя среднего и старшего поколения: неравнодушие, хотя и несколько декларированное, по отношению к истории Отечества. Не превращаясь в большое произведение телевизионного искусства, «Московская сага» все же несет в себе ноту ностальгии и упорное желание внедрить в память молодежи информацию о делах давно минувших дней. Другое дело, что фильм Барщевских и Виолиных (сын Барщевского Антон был генеральным продюсером проекта, а дочь Виолиной — арт-директором) сейчас не заставит молодых проникнуться нежностью и пониманием горькой истории России первой половины двадцатого века. Разве что это произойдет лет через двадцать, когда «Московская сага» войдет в разряд «нашего старого кино», актеры, занятые в нем, станут легендами, а наивные приемы возрождения патриотизма принесут свои плоды.

"Родная газета" № 44(79), 12.11.2004 г.
Источник www.rodgaz.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.