1935 Космический рейс
1935 Любовь и ненависть
1935 Аэроград
1936 Цирк
1938 Руслан и Людмила
1939 Василиса Прекрасная
1939 Моряки
1940 Гибель Орла
1942 Боевой киносборник "Наши девушки"
1944 Кащей Бессмертный
1944-1945 Иван Грозный
1946 Старинный водевиль
1947 Голубые дороги
1950 Далеко от Москвы
1952 Садко
1955-1956 Тайна двух океанов
1956 Илья Муромец
1957 Повесть о первой любви
1957 Лично известен
1959 Человек меняет кожу
1960 Им было девятнадцать...
1963 Мой дом на земле - фильм-спектакль
1964 По газонам не ходить
1964 Спроси свое сердце
1965 Год, как жизнь
1965 Они не пройдут
1967 Туманность Андромеды
Сценарист:
1970 Когда расходится туман
СТОЛЯРОВ
Сергей Дмитриевич
04.07 (17.07).1911, Беззубово, Тульская обл. - 09.12.1969, Москва
Народный артист РСФСР (1969)
Заслуженный артист РСФСР (1957)
Лауреат Сталинской премия I степени (1951, за роль в фильме «Далеко от Москвы»)
Трудное детство
Сергей Столяров родился в селе Беззубово Тульской области (ныне оно входит в Серебряно-Прудский район Московской области). Поскольку метрика была утеряна, то долгое время точная дата рождения Сергея была неизвестной. Сам он для себя выбрал дату 1 ноября, которая и указывалась во всех документах. Лишь в начале XXI века удалось найти сведения о его рождении - 4 июля 1911 года по старому стилю.
Семья Столяровых была большая. У Сергея было три брата и сестра. Жили они бедно, но дружно. Когда начала Первая мировая война, начали набирать рекрутов в армию. Процедура проходила по жребию, и идти выпало одному зажиточному крестьянину. Тот предложил односельчанам: кто пойдёт вместо него, получит дом, лошадь и корову. Предложение по тем временам было очень щедрым, и ради своей семьи отец Сергея Дмитрий согласился на замену. Всё полагающееся Столяровы получили, вот только сам Дмитрий с войны не вернулся – он был убит на фронте в 1915 году во время газовой атаки.
Чтобы как-то прожить, Сергею пришлось с юных лет работать наравне со взрослыми. После революции ситуация осложнилась. Наступил голод, полученное за счёт отца «богатство» конфисковали по продразвёрстке. Трое старших братьев (в том числе и Сергей) приняли решение отправиться в Ташкент, - поговаривали, что там «хлебный край». Вот только в Ташкент Сергей так и не добрался – по дороге парень заболел брюшным тифом, и братья оставили его в больнице в Курске.
Путь в актёры
После того, как Сергей вылечился, его определили в курский детский дом. Там он впервые познакомился со сценой, играя в драмкружке.
В 18 лет Сергей Столяров вернулся в родное село, встретился с мамой, у которой узнал судьбу своих братьев. Оказалось, что один погиб во время Гражданской войны, двое других пропали.
Вернувшись в Москву, Сергей поступил в Первое профтехучилище, выучился, после чего устроился работать на железную дорогу. В свободное время юноша продолжал заниматься в театральной студии для рабочих при МХАТе, которой руководил актёр Алексей Дикий. Там у Сергея проявились актёрские способности, высокий потенциал, ему рекомендовали продолжить обучение. В итоге юноша поступил на актёрский факультет Театральной школы Пролеткульта.
В 1931 году Сергей окончил Театральную школу и стал актёром. Свой путь он начал артистом МХАТа, на сцене которого играл в 1932-1934 годы. Затем в качестве прохождения военной службы Сергея перевели в труппу Центрального театра Красной Армии. Там он играл до 1938 года.
Личная жизнь
В Театре Советской Армии Сергей Столяров с молодой актрисой Ольгой Константиновой, недавно окончившей театральные курсы Юрия Завадского. Вскоре они сыграли свадьбу. Ольга Константинова стала верной спутницей Сергея на протяжении всей его жизни.
В 1937 году у супругов родился сын Кирилл Столяров. Он пошёл по стопам родителей, стал актёром, играл в театре, снимался в кино.
Кино – начало пути
В 1935 году Сергей Столяров дебютировал в кино. Он сыграл эпизодические роли в паре фильмов и главную в драме «Аэроград». В фильме «Аэроград», рассказывающем о борьбе сибиряков против диверсантов-самураев, Сергей Столяров создал образ отважного советского лётчика Владимира Глушака.
Как раз в это время к созданию своей новой комедии «Цирк» приступал режиссёр Григорий Александров. Игра Столярова в «Аэрограде» впечатлила его, и он без проб пригласил актёра на главную роль.
Сюжет комедии «Цирк» строился вокруг главной героини американской цирковой артистки Марион Диксон, приехавшей в СССР. В Советском Союзе она находит много друзей, знакомится с красавцем Иваном Мартыновым и в результате принимает решение остаться в нашей стране. Роль Ивана Мартынова и сыграл Сергей Столяров, представив своего героя отважным, статным молодым мужчиной. Такой герой не мог не произвести впечатления на зрителей (особенно на женскую половину). Так и произошло, после выхода картины на экраны Сергей Столяров стал кинозвездой всесоюзного масштаба.
Однако выход фильма принёс Столярову и большие проблемы. Дело в том, что к премьере были напечатаны огромные плакаты, которые расклеили по всей столице. На этих афишах были указаны Григорий Александров, Любовь Орлова и Сергей Столяров. Фамилии других исполнителей главных ролей Павла Массальского и Александра Комиссарова напечатать не посчитали нужным. Актёров это обидело, и Сергей Столяров, всегда отличавшийся принципиальным характером, в знак солидарности не пошёл на премьеру.
Такой демарш Столярову припомнили. Его тут же исключили из списков на Сталинскую премию и внесли в «чёрный список» Мосфильма. Отныне путь на эту киностудию ему был закрыт.
Главный русский богатырь
Казалось, что кинокарьере Сергея Столярова пришёл конец. Однако нашёлся счастливый выход. Дело в том, что сразу же после «Цирка» актёр успел сняться на Мосфильме ещё в одной картине – музыкальной сказке «Руслан и Людмила», создав образ благородного и мужественного Руслана. Поэтому, когда Столярову отказали на Мосфильме, на него обратили внимание на другой киностудии – Союздетфильм. Там режиссёр Александр Роу ставил свой фильм-сказку «Василиса Прекрасная». Он доверил актёру главную роль Иванушки.
Продолжая сотрудничество с Союздетфильм, Сергей Столяров в 1940 году снялся в приключенческом фильме Василия Журавлёва «Гибель Орла», исполнив главную роль водолаза Фёдора Чистякова, сына капитана корабля.
В том же году Столяров перешёл в труппу Театра имени Моссовета, где прослужил до 1942 года.
Когда началась война, Сергей Столяров, как и многие советские граждане, записался добровольцем на фронт. Но его, как ценного актёра, вскоре отозвали, мотивируя это производственной необходимостью. Вместе с другими актёрами Столярова отправили в эвакуацию в Алма-Ату. Там с актёром произошёл интересный случай. Будучи хорошим охотником, Столяров добыл горного козла. Часть мяса съели, а часть продали на рынке, а часть Сергей отдал драматургу Константину Симонову, получив от него за это его новую пьесу «Русские люди». Эту пьесу Столяров затем поставил на сцене местного театра. Все сборы от показов Столяров отправил в Фонд обороны, на эти деньги был сделан танк, получивший название «Русские люди». Поступок Столярова отметил сам Сталин, приславший ему телеграмму.
Тем временем, продолжилась «сказочная» кинокарьера Сергея Столярова. В 1944 году он вновь снялся у Александра Роу в фильме «Кащей Бессмертный», где его героем стал русский богатырь Никита Кожемяка. Как и в предыдущих фильмах-сказках, его мужественный и отважный герой защищал Добро, побеждал Зло. Для самого Столярова эти образы были близки, понятны, ведь он и сам по жизни был таким – прямым, честным, бескомпромисным.
Послевоенная кинокарьера
Ещё в 1944 году Сергей Столяров перешёл в Театр-студии киноактёра. Там он продолжал работать и после окончания войны. В 1946 году был снят негласный запрет на него в Мосфильме, и актёра стали приглашать на эту киностудию. В результате он сыграл главную роль денщика Фаддея Ивановича в музыкальной комедии «Старинный водевиль». Спустя несколько лет актёр исполнил роль начальника стройучастка Александра Рогова в киноповести «Далеко от Москвы», за которую был удостоен Сталинской премии.
В 1952 году Сергей Столяров вернулся к своему любимому жанру сказки. Знаменитый режиссёр Александр Птушко доверил ему главную роль в картине «Садко» по мотивам онежских былин. Чудесный фильм о купце-гусляре Садко, побывавшем и на чужбине, и на дне морском, отовсюду выбравшемся живым и вернувшемся домой на родную землю, стал всенародно любимым. Картина получила признание не только в нашей стране, но и за рубежом, на Венецианском фестивале фильм был удостоен приза «Серебряный лев», а Сергея Столярова включили в список лучших актёров мира за пятьдесят лет (от Советского Союза он был единственным).
В 1956 года Александр Птушко вновь пригласил Сергея Столярова. На этот раз актёр сыграл роль легендарного русского богатыря Алёши Поповича в фильме «Илья Муромец». Образ самого Ильи Муромца создал знаменитый актёр Борис Андреев, а третьего богатыря Добрыню Никитича сыграл Георгий Дёмин. Фильм был поставлен по мотивам русских былин, причем не как классическая сказка, а скорее в жанре народного эпоса, с глубоким драматизмом. Нельзя не отметить масштабность съёмок. Тогда ни о какой компьютерной графике речи не шло, всё создавалось руками, людьми. В фильме участвовало 106 тысяч (!) солдат-статистов, 11 тысяч лошадей – данные были занесены в книгу рекордов Гиннеса. «Илья Муромец» имел большой успех в прокате, демонстрировался он и за рубежом (в США под названием «Меч и дракон»).
Ещё одной большой работой Сергея Столярова в конце 50-х годов стала роль капитана I ранга, командира подводной лодки Николая Борисовича Воронцова в приключенческом фильме «Тайна двух океанов» по одноимённому роману Григория Адамова. Увлекательный, остросюжетный фильм с элементами фантастики повествовал о противоборстве советских контрразведчиков иностранным шпионам. Здесь присутствовали погони и схватки, коварные шпионы и смелые, отважные советские моряки, суперскоростная подводная лодка и подводная база с катерами-роботами, уникальные приборы и пилюли, имитирующие смерть. Фильм был просто обречён на успех и впоследствии не одно десятилетие вызывал интерес у зрителей.
Среди других работ Сергея Столярова в 50-е годы также стоит выделить роли Егора Бородина в мелодраме «Повесть о первой любви» и Владимира Ивановича Синицына в драме «Человек меняет кожу».
60-е годы
В 60-е ситуация изменилась. Казалось бы, период «малокартинья» давно ушёл в прошлое, однако у Сергея Столярова, наоборот, ролей стало существенно меньше. Да и предлагали ему роли в картинах, которые и тогда не пользовались большой популярностью, а сегодня фактически забыты. Зато Столярову довелось пару раз сняться вместе с сыном – в фильме-спектакле «Мой дом на земле» и казахской производственной драме «Спроси своё сердце».
Последней работой Сергея Столярова в кино стала главная роль в фантастическом фильме «Туманность Андромеды». Эта единственная действительно яркая картина с участием Столярова в 60-е годы была поставлена по знаменитому роману Ивана Ефремова. Фильм высоко оценили и зрители, и специалисты. На Международном кинофестивале фантастических фильмов в итальянском городе Триесте «Туманность Андромеды» отметили Специальной премией жюри.
Вне кино
Из-за малой занятости в кино руководство Театра киноактёра приняло решение уволить Сергея Столярова. Это было для него сильным ударом, но Сергей Дмитриевич не опустил руки. Он проводил творческие встречи со зрителями в разных городах страны, написал сценарий к фильму о Дмитрии Донском и готов был приступить к его съемкам.
Планы Сергея Столярова нарушила болезнь – в 1969 году у него диагностировали онкологическое заболевание - злокачественную опухоль лимфосаркому. Сергей Дмитриевич был госпитализирован и из больницы уже не вышел. Он скончался 9 декабря 1969 года. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.