Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Сазонова Нина _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Нины Сазоновой

Фильмография:

1958 Поэма о море
1960 Простая история
1960 Повесть пламенных лет
1960 Бессонная ночь
1961 Укрощение строптивой - фильм-спектакль
1961 В трудный час
1963 Юность
1963 Первый троллейбус
1964 Свет далекой звезды
1964 Живёт такой парень
1965 Женщины
1965 Рано утром
1965 Наш дом
1966 Не самый удачный день
1967 Северо-западнее Берлина - фильм-спектакль
1967 Бабье царство
1968 Новенькая
1968 Зигзаг удачи
1968 Длинный день Кольки Павлюкова - короткометражный
1969 Странные люди
1970 Моя улица
1970- 1972 Руины стреляют...
1971 Нюркина жизнь
1971 Конец Любавиных
1971-1972 День за днём
1972 Сибирячка
1973 Не пройдет и года...
1973 Волны над нами - фильм-спектакль
1974 Юркины рассветы
1975 Барабанщица - фильм-спектакль
1978 Васса Железнова - фильм-спектакль
1990 Стариковское дело - фильм-спектакль
1993 Шопен. Соната номер два - фильм-спектакль
1993 Потрясение



САЗОНОВА
Нина Афанасьевна

25.12.1916 (07.01.1917), село Константиновское Московской губернии - 01.03.2004, Москва

Народная артистка РСФСР (1968)
Народная артистка СССР (1977)
Кавалер Ордена Ленина (1987)
Кавалер Ордена Дружбы (1995)
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000)

Детство

Нина Сазонова в самый драматический период для нашей страны - 7 января 1917 года в селе Константиновском Московской губернии (ныне - Сергиево-Посадский район Московской области). Она была самой младшей в большой и дружной семье: у нее было две сестры и два брата. Спустя три года Сазоновы переехали в город Кимры и поселились в коммунальной квартире. И хотя жили они бедно, но у Нины Афанасьевны на всю жизнь осталась память о счастливом детстве. «Я всегда помню городок, в котором прошли мои детство и юность. Старинные дома, зелёные улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к Волге», - вспоминала актриса. Родители Афанасий Михайлович и Матрёна Семёновна и сами хорошо играли на музыкальных инструментах, и детей научили, а маленькая Нина уже тогда демонстрировала замечательные вокальные данные. По выходным семья устраивала настоящие концерты, так что жизнь проходила весело.

С юных лет у Нины Сазоновой проявилось актерское дарование. Ее первая школьная учительница Анна Михайловна Курятникова, заметив это, стала всячески поддерживать и развивать способности девочки. Нина Афанасьевна рассказывала, как они вместе исполняли романсы и русские народные песни, делали инсценировки русских народных сказок. В свободное от учебы время Нина Сазонова вместе с сестрой Татьяной посещала драмкружок «Красный обувщик». По совету руководителя кружка 16-летняя Нина решила связать свое будущее со сценой и отправилась в Москву поступать в студию при Центральном театре Красной армии.

Начало театральной деятельности

В студии при Центральном театре Красной армии проходил дополнительный набор, и на три места претендовало огромное количество желающих. Нина Сазонова преодолела этот сумасшедший конкурс, покорив комиссию своей непосредственностью и талантливым исполнением монологов и русских народных песен.

В 1938 году Нина Сазонова закончила обучение и была принята в труппу Центрального театра Красной армии. Веселая, неконфликтная, она легко влилась в коллектив, где ее стали ласково называть Ниночкой кимрской. Среди первых работ актрисы на сцене стали Манька Лагутина в спектакле «Учитель» и Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин». Однако в целом Нина Сазонова поначалу исполняла лишь второстепенные роли.

Великая Отечественная война

Первый день войны Нина Сазонова провела на Белорусском вокзале, выступая вместе с другими артистами перед отправлявшимися на фронт солдатами. И в дальнейшем все четыре года она колесила с концертами, выезжая на передовую, посещая госпитали.

За эти годы чего только не случалось с актрисой. Не раз ее жизнь висела на волоске. Однажды, в один из зимних дней, направляясь пешком из одной части в другую, она наступила на противотанковую мину. По приказу сопровождающего ей пришлось простоять на месте около часа, пока не привели сапера. А летом 1942 года концертная бригада попала в окружение под Харьковом. Нина Сазонова, спасаясь от плена, укрылась вместе с полковником Красной Армии в стоге сена. Фашисты, прочесывая территорию, проверяли стога вилами. Здесь и нашел свою смерть полковник, а Нину спасло какое-то чудо – ее не обнаружили. На следующий день она выбралась из стога, встретила деревенскую старушку, которая дала ей одежду и посоветовала пробираться к линии фронта под видом деревенской девушки, ищущей свою корову. И вновь ей повезло: повстречавшиеся немцы не обратили на нее внимания, а затем ее подобрали советские разведчики. Но и на этом не закончились ее злоключения: актрисе предстояло пережить жесточайший допрос органов безопасности, который повлиял на ее психическое здоровье.

Несмотря на все пережитое Нина Сазонова вновь и вновь возвращалась на передовую, чувствуя ответственность перед бойцами, защищавшими Родину. В общей сложности она дала более трех тысяч (!) фронтовых концертов.

Театр

После окончания войны Нина Сазонова продолжила работать в Центральном театре Красной армии (с 1951 года он был переименован в Центральный театр Советской армии). В 50-е – 60-е годы она была занята в спектаклях: «Степь широкая» Н. Винникова (Степанида Лукьяновна), «Поднятая целина» М. Шолохова (Лушка), «Барабанщица» А. Салынского (Наталья Тузикова), «Каса маре» И. Друцэ, «Надежда Милованова» по пьесе Веры Пановой (Татьяна) и др.

Признание столичной театральной публики актриса обрела благодаря умению оставаться простой, близкой и очень родной каждому зрителю. Как эмоционально она создавала образ Натальи Тузиковой в спектакле «Барабанщица», повествующем о подвиге советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны. Так могла играть только женщина, не понаслышке знакомая с фронтовыми буднями. Военная тема звучала и в других постановках актрисы. Так в спектакле «Снеги пали» по пьесе Р. Феденева, поставленном в 1975 году, Нина Сазонова великолепно сыграла Раису Семеновну Шитову, женщину, вынесшую все тяготы военных лет.

Вместе с тем стоит отметить достаточно широкий диапазон сценических персонажей Нины Сазоновой: благополучная Татьяна в спектакле «Надежда Милованова», простодушная и сердечная Ивонн в спектакле «Ужасные родители» французского драматурга Жана Кокто, властная генеральша Епанчина в спектакле «Идиот» по Достоевскому, энергичная и страстная Бабушка в «Игроке» того же Достоевского.

Среди работ актрисы в 70-е годы – роли в спектаклях: «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, «Птицы нашей молодости» Друцэ, «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта. И, безусловно, одна из лучших ролей на сцене Театра Советской армии - Васса Железнова в одноименном спектакле по пьесе Максима Горького. Нине Сазоновой удалось соединить в одном образе властность, деспотичность и огромную любовь к детям, помноженную на глубокое страдание.

В 80-е годы Нина Сазонова радовала своих почитателей работами в спектаклях: «Деревья умирают стоя» А. Касоны (полная внутреннего достоинства донья Эухения), «Лес» А. Н. Островского (сыгранная на грани гротеска роль Раисы Гурмыжской), «Мандат» Н. Эрдмана (обаятельная Гулячкина).

Кино. Первые роли

В кино Нина Сазонова начала сниматься, когда ей уже было за сорок. В 1958 году режиссер Александр Довженко доверил ей роль Степаниды, матери погибших на войне семерых сыновей в драме «Поэма о море». Уже по этой небольшой роли можно было судить, что в кинематограф пришла настоящая Актриса.

Впрочем, еще некоторое время ее имя было практически не известно зрителю: Нина Сазонова если и появлялась на экране, то в небольших ролях: Люба в мелодраме «Простая история», мать Марии в военной драме «Повесть пламенных лет». Умение актрисы без какой либо вычурности создавать полнокровные образы простых русских женщин, наделенных добротой и человечностью, разглядел в актрисе Василий Шукшин. Режиссер доверил ей роль тетки Анисьи в своей киноповести «Живёт такой парень» (1964). О том, как Нине Сазоновой удалось перевоплотиться в этот образ, говорит письмо, полученное Шукшиным после выхода фильма. Пишущий удивлялся, как режиссеру удалось научить актерскому мастерству простую деревенскую бабу…

Вслед за этой картиной Нина Сазонова получила главную роль в мелодраме Павла Любимова «Женщины» (1965), поставленной по одноименному рассказу Ирины Велембовской и рассказывающей о жизни трех простых одиноких работницах мебельной фабрики, их сложной и трудной судьбе на фоне непростого послевоенного времени. Одну из них и сыграла Нина Сазонова. Ее героиней стала Екатерина Тимофеевна Беднова – женщина, потерявшая на войне мужа и теперь отдававшая себя воспитанию сына. Вместе с Сазоновой в картине снялись замечательные актрисы Инна Макарова и Галина Яцкина. В итоге получилась очень честная, непредвзятая история жизни русских женщин, сильных духом, любящих сердцем и душой, которые не боятся трудностей нынешней жизни.

Столь же проникновенный образ Нина Сазонова создала и в мелодраме Татьяны Лиозновой «Рано утром» (1965). Ее Галина Петровна, немолодая женщина работающая кассиршей в гастрономе, влюбляется в соседа-вдовца, воспитывающего двух детей. Эта поздняя любовь мила, трогательна и чиста, с замиранием сердца наблюдаешь, как она робко прихорашивается, надеясь на ответное чувство. А с какой болью она воспринимает смерть любимого, принимая на себя заботу о его детях…

Еще одна блестящая работа 1965 года – роль Марии Ивановой, матери четырех детей в драме режиссера Василия Пронина «Наш дом» - доброй, отчасти радостной, местами грустной, а в целом очень жизненной истории московской рабочей семьи. Роль ее кинематографического супруга исполнил выдающийся актер Анатолий Папанов. Впоследствии он так характеризовал Нину Сазонову: «Кажется, что она и не играет вовсе, такова сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она очень добрый и искренний человек. И ещё - очень скромная».

Вокал

В мелодраме «Женщины» Нина Сазонова впервые на экране продемонстрировала свои прекрасные вокальные данные, спев в дуэте с Петром Любешкиным очень душевный «Вальс расставания» на музыку Яна Френкеля и слова Константина Ваншенкина.

Впоследствии актриса не раз исполняла песни, покоряя зрителей своим голосом, в котором соединялись грусть и нежность, сожаления и надежды. Песни «Ромашки спрятались» в мелодраме «Моя улица», «Стою на полустаночке» и «Кап-кап» в сериале «День за днем» стали поистине народными.

Народная актриса

Роли в фильмах «Живёт такой парень», «Женщины», «Рано утром», «Наш дом» принесли Нине Сазоновой широкую известность. Она и в дальнейшем исполняла на экране роли обычных жен и матерей, таких родных и близких. И каждая такая роль затрагивала самые сокровенные струны души, заставляя зрителей от души сопереживать их судьбам. Среди ее героинь второй половины 60-х: судья Анна Трофимовна в мелодраме «Не самый удачный день», Марья Петровна в комедии «Зигзаг удачи», вдова Настя Павлюкова в короткометражке «Длинный день Кольки Павлюкова».

Особо стоит отметить военную драму Алексея Салтыкова «Бабье царство», посвященную русским бабам, колхозницам, перенесшими ужас фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны. Нина Сазонова в роли Анны Сергеевны, Римма Маркова в роли Надежды Петровны, Светлана Жгун в роли Насти не играли – а проживали вместе со своими героинями этот ад с гордо поднятой головой, а затем радостно встречали советских солдат-освободителей.

Этапной работой Нины Сазоновой стала роль ткачихи Прасковьи Ивановны Бобровой или попросту тети Паши в 17-серийной мелодраме «День за днем». Этот первый советский телесериал вышел на экраны в 1971 году и сразу же завоевал сердца телезрителей. На протяжении нескольких вечеров перед ними разворачивалась картина жизни двух московских семей, обитающих в коммуналке, давно сроднившихся друг с другом, вместе решающих возникающие проблемы. Роль в сериале «День за днем» принесла актрисе такую популярность, что еще долгое время в Москву из разных концов страны приходили тысячи писем с простым адресом: «Москва. Тёте Паше». И ведь доходили же они до Нины Афанасьевны!

В начале 70-х вышло еще несколько заметных картин с участием Нины Сазоновой. Так в мелодраме «Моя улица» ее героиней стала Клавдия Петровна Забродина, в 6-серийной военной драме она сыграла Антонину Дмитриевну, в мелодраме «Нюркина жизнь» - Веру Александровну, в остросюжетном фильме «Конец Любавиных» - Агафью Колокольникову, в мелодраме «Не пройдет и года...» - Пелагею Васильевну.

С середины 70-х Нина Сазонова перестала сниматься в кино. Она играла в театре, а еще очень много гастролировала с концертами по стране. Ездила, потому что ее часто приглашали, а отказаться от шефских концертов она не могла, говоря: «Как можно отказаться приехать и встретиться с солдатами, рабочими. Я ведь блатную публику не люблю». Не раз бывала Нина Афанасьевна и родном городе Кимры…

В 1987 году актриса была награждена Орденом Ленина.

Личная жизнь

Всю жизнь Нина Сазонова создавала образы женщин с нелегкими судьбами. Ее же судьба оказалась еще более драматичной, нежели у многих ее героинь. Она вышла замуж вскоре после войны за директора художественной галереи Александра Капитоновича Борисова. В этом браке родился сын Михаил. Однако прожили с супругом они недолго.

После развода актриса одна воспитывала сына. Михаил уже в 16 лет бросил школу и привел в дом жену Наталью. Нина Афанасьевна выступала против этого брака, и он вскоре распался. После этого Михаил пристрастился к алкоголю и к азартным играм, он потерял работу, а его многочисленные долги приходилось оплачивать матери.

В последние годы отношения между сыном и матерью, проживающими под одной крышей, были крайне натянутыми. Михаил старался всячески оградить ее от общения с внешним миром, не пускал никого в квартиру, не давал разговаривать по телефону…

Трагедия

Трагедия в семье Сазоновых произошла в новогоднюю ночь с 31 декабря 2001 года на 1 января 2002 года. Михаил в пьяном состоянии избил мать. Проснувшись утром, он обнаружил ее лежащей без сознания на полу. Решив, что он убил мать, Михаил выбросился из окна.

Нина Сазонова осталась жива, ее в тяжелом состоянии доставили в реанимацию госпиталя Министерства обороны Российской Федерации. Там Нина Афанасьевна получила квалифицированную помощь и впоследствии была выписана.

На этом злоключения Нины Сазоновой не окончились. Все дальнейшее крайне запутано и неоднозначно. Каким-то странным образом у нее появилась сиделка-опекунша - медсестра Лариса Свиренко, которая назвалась ее двоюродной племянницей. Сама Нина Афанасьевна хорошо отзывалась о Свиренко и даже переоформила на нее свою квартиру, которая затем была продана. А Нина Сазонова оказалась в больнице в Новозагарье, известной так же как дом для престарелых. Внук Нины Афанасьевны Евгений пытался забрать ее оттуда, но врачи ответили отказом.

В конце сентября 2003 года Лариса Свиренко забрала Нину Сазонову и поселилась с ней в квартире, снятой на окраине Москвы. 24 февраля 2004 года состояние здоровья Нины Афанасьевны резко ухудшилось, она была доставлена в 56-ю больницу Москвы. В ночь с 29 февраля на 1 марта 2004 года она скончалась от острой сердечной недостаточности. Похоронена на Ваганьковском кладбище Москвы.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Анатолий Папанов, «Загадка простоты», «Советская Россия», 07.01.1997
Екатерина Щеглова, «Женщина из народа. Нина Сазонова», женский журнал «Суперстиль», 21.12.2012
Коркунов В. И., «Ниночка кимрская», Тверь: Марина, 2010
Виктор Борзенко, «С военным размахом», «Театрал», 08.05.2013, http://www.teatral-online.ru
Ирина Боброва, «Нехорошая квартира Нины Сазоновой», «Московский комсомолец», 12.01.2000
Антон Клюев, Сергей Нехамкин, «Квартирный вопрос Нины Сазоновой», «Известия», 25.11.2003

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.