| 
    
Фильмография:
 1975 Шагреневая кожа - фильм-спектакль 
  1977 Красный чернозём 
1978 История одного пожара - короткометражный 
1982 И вечный бой... Из жизни Александра Блока 
1982 Две главы из семейной жизни 1982 Полеты во сне и наяву 
1983 Поцелуй 
1983 Серафим Полубес и другие жители земли 
1984 Два гусара 
1984 Лучшая дорога нашей жизни 
1987 Старая азбука 
  | 
  
МИХАЙЛОВА 
  (ЧЕРНЯК, ЖУРАВИНА) 
Елена Александровна
 Родилась 10.02.1957  
Лауреат Первого Московского молодежного фестиваля авторской духовной 
песни во имя святого Романа Сладкопевца «Исповедь сердца» 
Лауреат детского праздника «Рождество в Москве» (2003) 
Награждена наградами русской Православной Церкви: медалями преподобного Сергия 
Радонежского II степени и святого благоверного князя Даниила Московского
 Актерское прошлое 
Актерское образование Елена Черняк получила в Щукинском училище, куда девушка, 
несмотря на большой конкурс, поступила с первого раза. Будучи студенткой, она 
дебютировала на киноэкране ролью стрелочницы в фильме «Полеты во сне и наяву». 
После окончания «Щуки» Елену Черняк приняли в труппу Центрального детского 
театра. Начинающую актрису сразу ввели на главные роли. Параллельно она продолжала 
сниматься в кино. Одна из самых известных ролей – Устюша в драме «Два гусара». 
 
Здесь же, в ЦДТ Елена встретила свою любовь. Ее избранником оказался актер 
, известный миллионам 
зрителей по роли Алексея в фильме «Формула любви». Молодые сразу же почувствовали 
некое родство душ, духовную близость. Вскоре они сыграли свадьбу, и Елена взяла 
фамилию мужа… 
Казалось, что все в их жизни хорошо. Но за внешним благополучием скрывалось 
неудовлетворенность жизнью, душевное смятение. Елена вспоминает: «Самое страшное, 
что мы почувствовали – в нашей жизни появилась ложь. Мы работаем в театре, получаем 
за это зарплату, и мы ведем двойную жизнь. Жизненные принципы одни, а делать приходится 
совсем другое. В последнее время при распределении ролей Саше доставались то роль 
убийцы, то самоубийцы. Он отказывался один раз, другой, третий, а потом началось 
негодование администрации. И у меня тоже настал критический момент. В последней 
работе, когда постановщик танцев стал ставить хореографию, там были такие движения, 
что я подумала – вот мой муж придет на это смотреть, и как я буду все это вытворять? 
Ему же будет просто стыдно за меня». 
Просто так уйти из театра, в никуда, не подготовив почву, было опрометчиво. 
Против этого был отец Иоанн, который говорил им: «Ничего не делайте по наитию 
и желанию, но сообразуясь с реальной обстановкой и своими возможностями. Что вы 
умеете и есть ли возможность реализовать это умение. На этот вопрос ответьте себе 
сами. И всякое дело начинайте с молитвы». Александр и Елена, еще работая в театре, 
начали брать уроки вокала и сольфеджио, готовя себя для служения в храме. Окончательно 
порвать с театром они решили в 1987 году. 
Новая жизнь 
Уход Александра и Елены Михайловых из театра окружающие восприняли по разному. 
Родители недоумевали, как можно было оставить успешную работу, многие коллеги, 
считая их предателями, перестали с ними общаться, а газеты радовались возможности 
преподнести читателям «жареные» факты. Впрочем, были и те, кто восхищались поступком 
Михайловых. 
«Уйдя из театра, мы окунулись в другой, совершенно неведомый нам мир, который 
переборол все. Мы не оглядывались с болью назад, и для нас это была милость Божия. 
Радость, к которой мы приобщились, она все покрывала», - признается Александр. 
Свою новую жизнь они начали в храме, в подмосковном селе Гребнево, став певчими 
в хоре. Альт и тенор. 
Чуть позже Михайловы пришли к идее совместного исполнения духовных песен. В 
1994 году они начали выступать с сольными концертами по России, а затем и за рубежом. 
Их аудитория самая разная. Михайловы выступают в больницах и детских домах, в 
домах для престарелых и тюрьмах, и, конечно же, в монастырях и многочисленных 
приходах московских храмов. Их песни, посвящены любви к Богу и к родной земле, 
а авторами стихов являются как знаменитые поэты: Сергей Есенин, Владимир Тредиаковский, 
Николай Гумилев, так и деятели церкви: архидьякон Иосиф, монахиня Антония, святитель 
Дмитрий Ростовский, а также неизвестные сочинители. Дуэт Михайловых возвращает 
людям спокойствие, веру в добро и в духовное богатство. 
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Михайловы 
выпустили несколько аудио-альбомом: «Слава Богу за все!» (1995), «Пойте, детки, 
Господу» (1996), «Тихая моя Родина» (1998), «Душа грустит о небесах» (2003). Последний 
альбом они посвятили памяти своего духовного отца, протоиерея Феодора Соколова, 
погибшего в автомобильной катастрофе в 2000 году. 
Чувствуя потребность полнее и глубже выразить себя, Александр и Елена в 1997 
году окончили Православный Свято-Тихоновский богословский институт со степенью 
бакалавра религиоведения (Александр) и бакалавра искусств (Елена).  
Еще одной стороной творчества Михайловых стала постановка спектаклей. Александр 
Михайлов рассказывает: «Нам в какой-то момент показалось мало певческого языка, 
чтобы высказать все, что сейчас нас волнует. Мы почувствовали, что нужно воспользоваться 
языком драматургии». Да, они вновь вернули к театру, но к театру, о котором мечтали, 
выбирая литературу, близкую им по духу.  
Для своей первой постановки (которая была осуществлена в 1998 году) Михайловы 
избрали сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», пригласив режиссёром профессора 
театрального училища имени Б.В.Щукина Марианну Рубеновну Тер-Захарову. Михайловы 
же исполнили в спектакле каждый по несколько ролей. О вере в спектакле напрямую 
не говорится, но при этом поднимаются понятия совести, нравственности. А ведь 
совесть – это и есть глас Божий в человеке.  
В последующие годы Михайловы поставили еще ряд спектаклей, среди которых - 
«Матрёнин двор» по рассказу Солженицына (режиссёр В.В. Иванов), демонстрировавшийся 
в театре «Глас». Постановки Михайловых все больше пользуются успехом и популярностью 
у зрителей, а это значит, что их усилия не напрасны.  
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
Анна Иванова, Елена Меркулова, «Формула любви. Продолжение следует…», журнал «Фома» 
№5, 2006 год; 
О. С. Дзюбинская, «Александр и Елена Михайловы», http://pesni.voskres.ru   |