|
Владимир Высоцкий и XXI век. Никита Высоцкий об отце.
25 января – великому русскому поэту и артисту Владимиру Высоцкому исполнилось бы 67 лет.
Сорокалетний Никита Владимирович Высоцкий рассказывает о своем отце.
- Кажется, отец хотел назвать тебя то ли Сергеем, то ли Алексеем. Это правда?
- Аркадия назвали в честь Аркадия Стругацкого, с которым родители были дружны. Когда родился второй сын, его хотели назвать Борисом (в честь братьев Аркадия и Бориса Стругацких – прим. ред.). Но тут все заголосили: «Ну, как же так! Давайте по-другому». Николаем хотели назвать в честь прадеда, Сергеем - в честь бабушкина брата. Никита «появился» просто так -шестидесятники любили Хрущева за оттепель. Никита был туда до кучи заброшен. Бросили бумажки в шляпу и мой старший брат вытащил записку с именем Никита.
- На тот момент Аркадию было два годика?
- Да.
- Никита Владимирович, позвольте пространную цитату из известной книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет»: «По поводу памятника на могилу между Володиной семьей и мной разразился скандал. … На мой взгляд, ничто так не напоминает блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого, как отколовшийся кусок звезды… Прямоугольник земли, выступающая из него необработанная порода, сверху – метеорит. …Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма – то есть то, отчего тебя тошнило при жизни. И поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей. Это уродливо, не лезет ни в какие ворота и просто смешно. На цоколе надпись: «От родителей и сыновей».
- У Марины действительно была идея. Это была, собственно, не ее идея, но она ее поддерживала: что надо положить метеорит. Грамм метеоритного вещества, насколько нам говорили знающие люди, стоит дороже, чем иной материал того же веса. Так что было невозможно водрузить настоящий метеорит. Положить абы что и сказать, что это метеорит прилетел? В реальности лежал бы просто маленький булыжник. Я абсолютно уверен, что право выбрать макет памятника принадлежало родителям. Не дай никому Бог потерять, пережить сына! Они выбрали всем известный вариант. На мой взгляд, Рукавишников один из очень талантливых скульпторов. Я не знаток, но, на мой взгляд, это произведение искусства. Надгробие, наверное, могло бы быть другим, но так решили отцовские родители. Они так захотели, и я их в этом смысле полностью поддержал. А то, что Марина так остро к этому отнеслась… Дело не столько в памятнике, сколько в том, что произошел разрыв между частью отцовских друзей - Мариной и нашей семьей. Для этого было достаточно много причин. То, что это попало в книгу, ну, значит, попало. Тогда считалось, что о внутренних проблемах не стоит писать. На мой взгляд, это лишнее. Вообще, у нее в книге много того, что нельзя назвать неправдой, но что писать не следовало. Но конфликт, я повторяю, был.
- Неужели, когда Марина работала над книгой, разведка не доложила о ее возможном содержании?
- Мы знали, что книга пишется. Главы переводились. Никто из нас особо не возражал. Но такого, что там оказалось, конечно, не ждали. Сейчас уже прошло много времени – скоро уже 15 лет. У нее много резкостей, и не только в адрес семьи. С годами, эти «резкости», как бы отошли на второй план. На первый вышло то, что знала только Марина и могла написать только она.
- Вы до сих пор с Влади на ножах?
- К Марине я отношусь уважительно. Она была женой отца, поэтому мне ничего больше не нужно, чтобы я ее уважал. Это его выбор, его жизнь, его жена. Те вещи, которые она видела лично, безусловно, имеют огромную ценность. И потом, она талантливый человек. Книга хорошо написана. То, что она написала с чужих слов, после «разрыва» с частью отцовских друзей, имеет много неточностей. Потом Марина сама начала страдать, поняв, что открыла шлюзы «мусору». Ведь писать можно все, можно прикладывать его друзей, родителей и т. д. И в результате, дошла очередь и до нее. И несколько раз, очень серьезно, абсолютно не заслуженно, она была оскорблена. Кстати, много лет, что она здесь не появляется, во многом следствие этого. Многие очень нехорошо, очень некрасиво выступили в отношении нее. Первую «отмашку» дала ее книга, безусловно. Это частная жизнь человека. Есть вещи, которые писать и делать нельзя. Много написано достаточно откровенных и острых вещей про жизнь Блока, однако большинство наиболее близких к нему людей грань не переходило. У любого человека можно в жизни найти какую-нибудь «желтую сенсацию».
- Высоцкий, написавший о себе, что «при жизни» он «в привычные рамки не лез», надеюсь, и здесь оставил вездесущих репортеров с носом?
- Есть попытки, причем не только журналистов. Иногда астрологи или люди с нетрадиционными методами познания пытаются анализировать творчество отца, исходя из его проблем. Я не могу к этому объективно относиться. Потому что в жизни: моей, твоей, есть вещи, которые касаются только нас и никого больше. Публичность Высоцкого не дает право близким людям распространять информацию, которая изначально не предназначалась для публики. Для меня в этом смысле образец, к сожалению, ныне покойный Сева Абдулов. Уж кто мог бы порассказать, но он этого не сделал - остался верен их дружбе.
- Если верить прессе, другом Высоцкого не объявил себя только неграмотный или круглый невежа. При жизни Поэта, ему не могли помочь с изданием его стихов, зато после смерти – не коллега, не собутыльник, не слушатель, а сразу - друг…
- Это не такая однозначная проблема. Отец на самом деле к людям относился очень доброжелательно, даже к тем, с кем был мимолетно знаком. И человек ощущал себя его другом. Он мог человека долго не видеть, но, встретив, страшно обрадоваться. Он себя дарил людям. Это первое. Второе, как бревно у Ленина, которое несли пять тысяч человек. Знаете, наверное? И потом пошла шутка, что коммунизм из этого единственного бревна и построили. Людям хочется приобщиться к чему-то такому. На самом деле время такое лечит очень хорошо. Настоящих друзей у отца было достаточно много. Многие люди имеют полное право сказать, что были его друзьями. Шемякин, Золотухин, Туманов, Бортник, Дыховичный, Говорухин, Володарский – это друзья реальные.
- Несмотря на друзей, отец оставался одиноким человеком?
- Его одиночество не в том, что он не может ни с кем поделиться, что люди его не принимают. Как любой одаренный, гениальный человек он остается один на один с божьим даром. Это колоссальная, тяжелейшая ноша. Умение отрешиться от себя, своего «хочу», ради того, что ему шло, что он слышал. Он понимал, что, несмотря на свои проблемы, болезни, запои, занятость – он обязан это сделать. Моя бабушка, его мать, рассказывала. Он пришел после сложнейшего спектакля, лег и не может заснуть - встает и опять пишет. А в восемь часов встает и опять бежит на работу. Это его черта – мужественное служение своему Дару.
- Как думаешь, смог бы Владимир Высоцкий вписаться в новые рыночные отношения?
- Отец в последние годы, по советским меркам, зарабатывал очень много. Однако когда он умер, ничего, кроме долгов не осталось. Отец хотел зарабатывать, понимал, что стоит много, но при этом не был стяжателем. Деньги для него действительно - прах. Он хотел быть независимым, построить дом.
- Можно и легко ли заработать на имени Высоцкого?
- Сложно сказать. Отец не попсовая фигура. Тем не менее, фильмы с его участием, которые все уже по сто раз смотрели, до сих пор поднимают рейтинги телевизионных каналов. Может не так, как американские боевики, но все-таки. Двухтомник Высоцкого выходит вот уже 17-м изданием: безусловно, не таким огромным тиражом, как раньше, но опять-таки люди покупают. Значит, читают, значит, он нужен. Потихоньку он осваивает коммерческое пространство. Очень многие пытались заработать политический капитал на его имени. Особенно перед очередной предвыборной компанией. В роликах говорят, насколько они любят Высоцкого и т. д. Ни Говорухин, ни Губенко этого не делали, хотя уж они-то, наверное, имели право. Получается обратный эффект. У людей, которые любят отца, такое использование его памяти, его имени вызывает раздражение.
- Порой создается впечатление, что по стране разъезжают двойники известных групп или исполнителей. Высоцкого тоже «клонируют»?
- Я был как-то в Магаданской области. У меня жена оттуда родом. И мне ребята рассказывают, что у нас несколько месяцев назад был Никита Высоцкий. Я в ответ: «Да я первый раз сюда приехал». Это способ заработать, привлечь к себе внимание. Но такое долго не живет.
- Не скажешь, что имя Высоцкого затреплено рекламными слоганами. Че Гевара, кажется, мебель рекламирует, но вот, правда, Пушкина тоже не видно.
- Я видел много попыток использовать имя Высоцкого в рекламной кампании. Имитировали его голос. Я созвонился с одним рекламным агентством, которое этот рекламный ролик выпустило. Мне там сразу сказали, что он не пошел.
- Какие эпизоды фильма «Место встречи изменить нельзя» снимал Высоцкий-режиссер?
- Темная история! Если послушать, то получается, что отец чуть ли не полфильма снял. Говорухин тогда уехал на пять дней. Поскольку он доверял отцу и не хотел выбиваться из графика, то поручил ему работу над фильмом. Какие сцены снимал Высоцкий? Абсолютно точно – это финал серии, где отпускают Груздева. Где-то я слышал - что эпизод с задержанием Фокса, в другом месте прочитал, что он снимал сцены в банде. Думаю, на самом деле, просто уже никто точно не помнит.
- Такая фигура не может существовать без окружающих ее легенд…
- Достаточно много жареных фактов. Журналисты пытаются найти то какого-нибудь собутыльника, то врача, который выдаст медицинскую тайну. Я сейчас не просматривал прессу, но каждый год к 25-м числам (зимой и летом) что-нибудь да появляется. В одном уральском литературном журнале была опубликована фальшивка. Некий Коляда – драматург и главный редактор – тиснул на страницах расшифровку документа, из которого следовало, что отец являлся агентом КГБ. Подделка! В ответ мы послали аргументированное, доказательное письмо. Людей, которые могут опровергнуть такое вранье, достаточно много.
Про Высоцкого ходят два взаимоисключающих мифа. С одной стороны, отцу все в жизни легко давалось, и на иностранке он женился, и в театре работал, и в кино снимался. Словом, такой самородок, к которому все само в руки плыло, а он – такой нахал – при этом пил и гулял. Только не понятно, почему в 42 года умер?! С другой – что еще чуть-чуть, и он бы сидел, потому что был диссидентом, пер в стену лбом. Он ни то, и ни другое. Он хотел не разрушать, а делать. По натуре отец был созидателем.
- На твой взгляд, Никита, почему о такой культовой фигуре нет анекдотов?
- Анекдоты же рассказывают не про артистов, а про их героев. Ведь не про Тихонова рассказывают, а про Штирлица.
- Как обстоят дела в Фонде его имени?
- Фонд был создан, во-первых, чтобы построить этот музей и объединить усилия тех людей, которые готовы помогать. Попутно возникло несколько идей. К примеру, моя идея с премией «Своя колея». Она висела в воздухе. Об этом говорили на квартире у отца. Я исполнитель этого дела, я ей ноги приделал. Работа над книгой Владимира Новикова «Высоцкий» в серии «ЖЗЛ», например, профинансирована Фондом Высоцкого. Фонд занимается различными программами, связанными с памятью Высоцкого. Что касается этого вечера, это только видимость, что всем легко и весело. С каждым годом все труднее и дороже, между прочим, делать все это.
- А как в этом смысле дела за границей?
- Один из главных хитов всей Финляндии – «Песня о друге». Я посетил недавно Черногорию – там открыли памятник отцу и включили его произведения в школьную программу. В Болгарии, Польше существуют музеи Высоцкого. Мне трудно оценить уровень этого интереса.
- Никита, ты не против, чтобы с эстрады перепевали песни Высоцкого?
- Современные исполнители, популярные у нынешней молодежи, когда поют песни Высоцкого – я вижу в этом какой-то элемент просветительства с их стороны. Люди, которые их слушают и интересуются, они через них приходят к Высоцкому. Я благодарен Гарику Сукачеву, Шевчуку, который несколько лет назад собрал рокеров и сделал целую программу. Вот это так надо делать. Не агрессивно.
- В быту Владимир Семенович сильно отличался от своего экранного образа?
- Не было такого, чтобы отец входил и заполнял собой пространство. Спокойно к себе относился. Он не нес себя как звезду: вот, мол, смотрите - кто к вам пришел! Отец был простым, нормальным человеком. Он понимал и разделял: здесь – жизнь, а здесь – сцена.
- Какие советы давал свои детям?
- Он мне как-то сказал: «Ты пойми, всегда, всю жизнь, когда плохо внутри, то люди ищут врага, чтобы все на него свалить».
- Курил много?
- Да. Одну за одной. Он не был кайфолом. Это была беда. Мучающийся, страдающий человек в этой ситуации. За него было страшно, на самом деле. И он с этим боролся, насколько мог. Об этом не принято писать, но вокруг него всегда хватало людей, которые наоборот «разгоняли» его. Которые могли находиться рядом с ним, когда он был именно в таком состоянии. Они пользовались этой его слабостью. А когда он работал, они ему были не нужны и не интересны. А так вот налили, раз, раз… И Станислав Сергеевич Говорухин не раз ему говорил: «Володя, гони ты всю эту шушеру от себя! Гони!». Была проблема, с которой он боролся и были люди, которые ему в этом помогали.
- Существуют противоречивые данные о том, был ли Высоцкий крещен. Что тебе известно об этом?
- Меня спрашивают: «Почему ты не напишешь книгу?» Со мной очень многие люди были откровенны, но я при этом не присутствовал, я этого не видел. Я не верю, что он мог так костюмироваться. Я не верю, что человек, который мог написать «мне есть что спеть, представ перед Всевышним», не верил в Бога. Или человек, который написал «Купола России», не верил в Бога. Мне кажется, что крещеным он был уже в сознательном возрасте. Вероятно, это было сделано не публично. Для себя. Свидетелей нет. Тем не менее, это догадки и моя внутренняя убежденность.
Автор: Игорь Буккер, Сайт: Правда.ру
|