|
Я благодарна тем женщинам, которых играла
Прекрасное одухотворенное лицо, прекрасная душа, прекрасная женская сущность – умение любить и прощать, ждать и верить… Необычность судьбы ей была задана с рождения: народная артистка России Ирина Купченко, одна из самых красивых, обаятельных и загадочных русских актрис, родилась 29 февраля. Родилась не где-нибудь, а в одном из самых изысканных и утонченных городов Европы – в Вене. Поскольку вдали от Родины нравы были проще, то ее маме удалось уговорить чиновников записать дочке нормальную дату рождения – 1 марта. Так это и пишется во всех справочниках и энциклопедиях о ней.
Первая же роль, которую она сыграла, будучи студенткой театрального училища – Лизы в Дворянском гнезде, экранизации одноименного тургеневского романа, снятого Андроном Кончаловским – сделала ее звездой. Эта роль, видимо, чем-то так совпала с ее человеческой сущностью, что на веки вечные – до сегодняшнего дня – за ней закрепилось реноме тургеневской женщины: красивой внешне и внутренне, очаровательной, обаятельной, грациозной, с богатым внутренним миром… Все это раз за разом проявляется во всех ее героинях в Романсе о влюбленных и в Странной женщине, в Обыкновенном чуде и даже в фильме Старые клячи, где, стараниями режиссера Эльдара Рязанова, героиня Купченко вынуждена мыть машины, чтобы выжить...
Вы приезжаете в Израиль со спектаклем Свободная любовь. Как-то трудно было даже представить себе, что вы согласитесь на антрепризу. Что вас подвигло на участие в этом проекте?
Когда мне предложили эту пьесу, мне сказали, что ее будет ставить Андрей Житинкин. Это уже как бы повлияло на мое решение, потому что Житинкин – известный режиссер в Москве, и очень профессиональный. Он умеет чудесным образом совместить интерес публики и достаточно высокий профессиональный уровень. Это не так часто бывает.
А потом я прочитала пьесу и даже уже не раздумывала, потому что она замечательная. Это бродвейский хит, в ней есть все: она и смешная, и увлекательная, а под конец хочется плакать. Понимаете, такая история, – трогательная, умная и глубокая. Мне она очень понравилась! Я играю в ней с удовольствием!
А кого вы играете в этой пьесе?
Я не знаю, стоит ли рассказывать содержание. Это история о слепом мальчике, я играю его маму. Я уже в том возрасте, когда нужно играть мам, я их и играю, причем достаточно много. Но тут так замечательно выписана роль! Просто замечательно!
Ну, а какие роли вы играете в родном театре имени Вахтангова? Я была пару лет назад и видела вас в роли Роксаны в спектакле Сирано де Бержерак. Вы продолжаете играть эту роль?
Да. Я, конечно, по возрасту не гожусь на эту роль, но когда мне ее предложили… Сначала я отказалась, на что режиссер Мирзоев сказал, что для него не важен возраст, я не должна играть молодую девушку. Я видела его предыдущий спектакль, это была Женитьба Гоголя, в котором Агафью Тихоновну играла актриса Никищихина, которой в то время было лет 60. Действительно, это был замечательный спектакль, очень смешной и трогательный, и действительно там возраст не имел значения, то есть в нем шла речь не о молодой девушке-невесте, как в пьесе, а о женщине. А женщина в любом возрасте хочет только одного – выйти замуж. А мужчина в любом возрасте тоже хочет только одного – этой женитьбы избежать. И об этом был спектакль, и это было смешно. И когда он мне это сказал, то я сразу согласилась. Я думала, мне не нужно будет играть молодую, но он меня немножко обманул. То есть не то, чтобы обманул, но все равно – он выстроил спектакль, как любовную историю, про настоящую любовь, и мне волей-неволей приходилось играть достаточно серьезно влюбленную женщину, все-таки моложе самой себя. Ну, что делать, так получилось.
Но вы же профессиональная актриса…
Да, конечно. Но я в своей жизни никогда не любила играть героинь моложе себя. Наоборот, я всегда играла женщин, которые меня старше. Это мои образы и в Странной женщине, и в Одинокая женщина желает познакомиться, и вообще – какую бы роль я ни играла, я всегда играла женщину лет на 10-15 старше своего реального возраста.
Ирина Петровна, вы начали очень ярко и сразу серьезно, вы сыграли Лизу Калитину в Дворянском гнезде Кончаловского. Эта роль, она на вас не наложила отпечаток на всю вашу дальнейшую актерскую жизнь?
Оно так, к счастью, и к сожалению, потому что потом всю жизнь режиссеры меня эксплуатировали именно в этом амплуа, в этом качестве, в этом образе. Но и к счастью тоже, потому что это совсем не плохой образ. Мне всегда интересно было играть, я играла женщин с трудной, сложной психологически судьбой. Но где-то я как бы уже и устала. Через определенное время мне захотелось сыграть кого-то другого, но режиссеры продолжали меня использовать именно в этом амплуа, как это режиссеры обычно и делают всегда. Но несколько раз в жизни мне, правда, повезло. Я сыграла в комедиях, вот у Рязанова в Забытой мелодии для флейты и в Старых клячах, потом в Обыкновенном чуде... Так вот именно повезло, но всего несколько раз. А так я всегда одно и то же играла.
О тургеневских девушках говорят, что они не приспособлены к жизни. А в фильме Старые клячи вы драили машины. В жизни вы тоже это делаете?
В жизни я много чего делаю, – как все наши женщины. А что касается этой машины, то на съемках у меня произошла такая история. Мы снимали эту сцену весной, было довольно холодно. И вот на Москва-реке (а ведь действительно в свое время, когда начиналась перестройка, многие оказались без зарплаты, и многие, и научные работники в том числе, сидели с ведрами на набережной и мыли машины) меня одели в легкую курточку, подняли ведра с холодной водой и привезли огромную машину. И вот целый съемочный день, 7 часов, на холодном ветру, холодной водой я мыла эту машину, а меня снимали, – сверху, снизу, сбоку. Уже заканчивали съемку, Рязанов кричит: Колеса, колеса помойте. Значит, я мыла колеса, меня снимали, все прошло, я околела до потери сознания, и вдруг Рязанов говорит нашему продюсеру: Слушай, а что это за машина? Какое-то старье. Да, она эффектная, но старомодная. Сейчас новые русские ездят на последних иномарках, Мерседесах и прочих. Замените машину, будем переснимать. А я говорю: Что ж вы раньше не сказали? Зачем я ее мыла семь часов на ледяном ветру?.
А он: Ира, не спорь, это искусство. И взяли другую машину, и следующий съемочный день семь часов я опять ее мыла.
Ваш кинематографический роман с Кончаловским длился 20 лет, он снял вас в нескольких своих фильмах. Можете ли вы сказать, что он – главный режиссер в вашей жизни?
Да, у нас был первый фильм – Дворянское гнездо, потом – Дядя Ваня, следующий – Романс о влюбленных, и был еще один фильм – Ближний круг. Эти картины мы снимали практически подряд. Режиссер он, конечно, замечательный, причем у него есть качество, довольно редкое даже у хороших режиссеров, – это умение работать с артистом. Не все режиссеры это умеют. Они могут поставить, как бы выстроить, а вот помочь артисту не каждый может – это особый талант, особое умение. Кончаловский этим талантом обладает. Он это умеет – объяснить, рассказать, настроить, подготовить… У него всегда хорошо играют актеры. И все, что я умею в кино, – этим я обязана, конечно, ему.
Вы играли со знаменитыми партнерами – они вас чему-нибудь научили в актерстве?
На партнеров, с которыми я сталкивалась, мне тоже безумно везло, – это и Иннокентий Смоктуновский, и Сергей Бондарчук, и Олег Янковский, и многие другие замечательные партнеры. Они меня многому научили. Вообще, мне в жизни везло – и на режиссеров, и на партнеров.
Одна из самых запоминающихся ваших ролей – в фильме Странная женщина. Про этот фильм писали еще и потому, что там наряду с киношным романом развивался еще и ваш жизненный роман – с Василием Лановым, который был вашим мужем, или стал вашим мужем…
Не верьте всему тому, что пишут. В тот момент, когда мы снимались, у нас уже было двое детей, причем не маленьких.
А на самом деле, когда вы снимаетесь, вы не влюбляетесь в своих партнеров? Могут ли отношения из профессиональных перейти в человеческие?
Нет, конечно, не влюбляюсь. Когда влюбляешься, то очень тяжело работать. Другой вопрос – это отношения с партнером. С режиссером можно быть в натянутых отношениях, потому что то, что он тебе говорит, ты воспринимаешь умом, он дает тебе задачу – ты ее выполняешь, на уровне разума. А с партнером все происходит на флюидах, и поэтому партнера нужно любить, а если ты будешь испытывать к нему какое-то негативное чувство, то играть совершенно невозможно. И поэтому эту любовь (человеческая любовь имеется в виду), мы даже культивируем иногда. Потому что разные люди бывают твоими партнерами, кто-то нравится, кто-то не нравится, но в любом случае пытаешься в себе развить это чувство любви, уважения, симпатии, теплоты. Тогда только возможна игра, тогда это с экрана доходит до зрителя.
Вы обычно говорите, что вы не отвечаете на личные вопросы, но у меня интеллигентно построен вопрос. Все ведь знают, что ваш муж Василий Лановой – актер, делит ли он с вами все тяготы быта семейной жизни?
Делит, конечно, он делит. Не в том смысле, что он моет посуду (я как-то не считаю, что мужчина должен мыть посуду или подметать пол), но хозяйством он занимается.
Я читала, что на съемочную площадку первого вашего фильма вы попали случайно, перепутали дверь. Глобальный вопрос – верите ли вы в случай? И вообще – верите ли вы в судьбу?
Я верю в Бога.
У вас очень удачная для женщины конституция. Смотрю на вас в фильмах, в спектаклях – вы не меняетесь…
Эта конституция достается таким потом! Если бы вы знали! Такими голодовками и отказами... Есть люди, которые едят и не поправляются, а мне все время нужно мучаться...
На одном из российских каналов есть передача Возвращение в…. Там знаменитый человек на 24 часа отправлялся в тот город, откуда он родом, бывало, что после большого перерыва. И он шел на кладбище, потом – в школу, шел в отчий дом, находил соседей и т.д. Если бы в такую программу пригласили вас, в какой город вы бы поехали?
Вы знаете, у меня детство прошло в Киеве. Потом так получилось, что я уехала в Москву. Я и хотела поступать в Москве, я не хотела учиться в Киеве. Потом так случилось, что умер мой отец, потом бабушка и дедушка. Мама переехала в Москву, и у меня ни одного человека там не осталось. В общем, детские воспоминания – это самые счастливые воспоминания. Хочется вернуться туда, где прошло детство. Конечно, я вспоминаю Киев, но я понимаю, что там жить я никогда не буду. Я туда часто езжу – в командировки, со спектаклями или на съемки. Я приезжаю и так же иду на кладбище, потом гуляю по тому месту, где я жила, словом, все так же, как у всех. Одинаково.
Вы никогда не жалели о том, что в вашей жизни все случилось так, как случилось?
Я довольна, потому что моя жизнь складывалась довольно удачно, тут грех роптать. Жалею ли я, могло ли быть иначе? Я совершенно не могу представить, как бы это было иначе. Вот если бы я стала заниматься делом, которое мне чуждо, противно, тогда можно было бы сказать, тогда можно было бы изменить свою судьбу, и это не поздно сделать и в 30, и в 40 лет. У меня этого не было, я всегда любила дело, которым я занималась, мне везло. Понимаете, в нашей профессии удача – это очень важно, именно чтобы повезло. Потому что сотни гениальных артистов, которых никто не знает именно потому, что им в свое время не улыбнулась та самая удача. У меня складывалось все благополучно, поэтому у меня никогда не было мысли о том, что в своей жизни что-то сделала не так, вернее, это только кажется, что я делала что-то, а на самом деле жизнь шла так, как она и должна была идти, как предначертано.
Я хочу вам еще раз пожелать актерской удачи. Я прочитала в рецензии о вас, что вы находитесь в прекрасной актерской форме. А интересно, актерскую форму надо как-то поддерживать?
Актерскую форму поддерживать надо тем, чтобы работать. Нужно все время играть. Но у меня, к счастью, работы достаточно, и я играю практически без перерывов и без провалов. Во-первых, в театре постоянная работа, очень важно для актера. А во-вторых, у меня есть кино.
Источник: Полина Лимперт. «MigNews»
|