Алексей Гуськов: "Я не бью. Я рву на части "
Я не бью. Я рву на части
Спектакль «Возвращение» по Андрею Платонову Алексей Гуськов несколько лет играл в МХТ им.Чехова. Теперь решил снять по рассказу кино. Как продюсер организовал процесс, как актер снялся в главной роли. Фильм назвали «Отец».
Алексей возвращается домой после войны. За четыре года они с женой стали друг другу чужими людьми. Дети тоже забыли отца…
Спектакль «Возвращение» по Андрею Платонову Алексей Гуськов несколько лет играл в МХТ им.Чехова. Теперь решил снять по рассказу кино. Как продюсер организовал процесс, как актер снялся в главной роли. Фильм назвали «Отец».
— Своего отца я потерял, когда мне было всего семь лет. Поэтому детские воспоминания о нем очень обрывочные, эпизодичные. Как, например, отец с друзьями вернулся с охоты и принес домой косулю. Или как отец на пару с командиром эскадрильи (папа был военным летчиком) гонял быка, забравшегося в наш огород. Еще помню, что у нас дома в польском городе Бжег, где тогда служил отец, была собака. Огромная овчарка таскала меня на санках. Все остальное о своем отце я знаю из рассказов мамы. У нас дома всегда были его фотографии, в гости приходили его друзья. Даже на мою свадьбу из Новосибирска прилетел командир отцовской эскадрильи Геннадий Хлыстов. Такое вот братство военных летчиков. Видимо, отец был хорошим человеком и настоящим мужчиной. Я родился во время Карибского кризиса. Говорят, его эскадрилья трое суток стояла с включенными моторами, отец спал под крылом своего самолета, а когда узнал о моем появлении, пошел собирать васильки для мамы. Только с годами понимаешь, сколько дают тебе родители. Я очень признателен своей маме за то, что мог учиться в двух институтах восемь лет подряд. Сначала в МВТУ им. Баумана, потом в Школе-студии МХАТ. Мама высылала мне деньги, а значит, лишала себя чегото, вкалывала на двух-трех работах. Мы с Лидой вдвоем воспитываем сыновей, поэтому существует баланс. А моей маме не на кого было опереться.
— Что случилось с вашим отцом?
— Трагически погиб при исполнении служебных обязанностей. Стандартная формулировка. А что уж там было на самом деле, кто его знает? Его перевели служить во Львовскую область. Потом коллеги отца говорили, что он мог остаться в живых, но пожертвовал собой, «вытягивая» боевую машину Ми-8. Отца похоронили в Киеве. И мы с мамой остались там жить.
Две «Границы»
— Вот странности судьбы. Лидия тоже выросла в Киеве, а встретились вы в Москве, в театре «Детектив» Василия Ливанова.
— В Киеве мы даже жили в соседних районах. И вот еще совпадение: ее первый фильм назывался «Государственная граница», а мой, громкий и удачный, — «Граница. Таежный роман». Я хорошо помню, что Лида мне очень понравилась в картине. Но на период съемок ей было всего 14 лет, поэтому в театре у Василия Ливанова я не узнал в ней ту юную актрису.
— «Не советую меня обижать. Муж не просто побьет моего обидчика, он разорвет его на части. И такое бывало», — призналась Лидия в интервью «Суперзвездам». А что «бывало»?
— (Смеется.) Однажды мы с Лидой попали в нехорошую ситуацию на улице. Пристали к нам какие-то парни. Ну я и сказал им: «Я не дерусь, я рву на части. Выбирайте, кто из вас сейчас будет рыть себе могилу…» Видимо, моя речь была очень убедительной. По крайней мере, они оставили нас в покое.
— Да вы боец! Говорят, на премьере спектакля Камы Гинкаса вступились в схватку со зрителем-хулиганом.
— Была премьера спектакля по Чехову «Скрипка Ротшильда», где герой приходит к выводу, что люди должны любить друг друга. Так что ситуация была довольно парадоксальной. Валера Баринов и Игорь Ясулович на сцене, сложная режиссерская канва спектакля. Как артист, я понимал, насколько трудно моим коллегам. Вдруг сзади слышу: «А когда смеяться?» Через какой-то период времени человек продолжает громогласно восклицать: «Не смешно!» И никак не угомонится. Я встал возмущенный, вижу «рыло», да еще в нетрезвом состоянии. Попытался это «рыло» тихо вытащить из зала, но оно было такого веса, что только рубаха на нем порвалась. А дальше мне помогли…
— Сейчас Первый канал готовит новый проект «Бокс со звездами». Не хотите принять участие?
— Моя профессия — артист драматического театра и кино. Чем и горжусь. А боксом пусть занимаются профессионалы. Не мое это дело.
«Я неплодовитый продюсер»
— Вы еще и продюсер. Почему вдруг решили попробовать себя в новой роли?
— Да я и сам не знаю. Когда начинаю делать какую-то историю, мне безумно интересно. Этот интерес держится еще какое-то время. А потом подключаются экономические рычаги и становится уже не так увлекательно. Потому что надо снять кино дешево, быстро, красиво да еще и для всех. Но так не бывает! Поэтому я не очень плодовитый продюсер. Перед «Отцом» были «Охота на Изюбря», «Рагин», «Мусорщик» и «Граница. Таежный роман».
— Еще был полнометражный анимационный фильм «Незнайка на Луне». Актеры, которые озвучивают мультфильмы, говорят, что делают это ради своих детей. За «Незнайку» взялись по той же причине?
— Конечно. Я воспитывался на добрых мультиках про росинки и светлячков. А тут сел у телевизора, увидел, что смотрит мой 3-летний ребенок, и пришел в ужас: сплошные черепашки-ниндзя, джых, бух, бах. Что-то неправильно, решил я. В Керчи на одной из своих первых больших работ «Дикий пляж» я познакомился с физиком-ядерщиком Сашей Люткевичем. Он делал хорошие рисунки и хотел ехать в Москву учиться к нашему знаменитому режиссеру-аниматору Федору Хитруку. А в 1995 году мы встретились с Сашей в Москве. Он в тот момент уже защищал дипломную работу по «Незнайке». Мы объединили усилия и сделали большой и довольно громкий проект для России «Незнайка на Луне». Я тогда многому научился как продюсер. В кинопроектах до сих пор остаюсь заложником своего актерского «хочу». Никак не могу сделать кино, в котором бы сам не снимался. Это просто беда. Вроде бы сначала не хочу сниматься, а потом думаю: и роль хорошая, и режиссер не возражает. Почему бы и нет?
— А почему бы вам не снять кино для Лидии Вележевой?
— Надо бы… Я был сопродюсером сериала «Воровка», благодаря которому Лиду узнали зрители. Первый блок из 20 серий снимала моя студия.
«Клево, отец!»
— Ваши вкусы в кино совпадают со вкусами сыновей?
— Разве можно быть одинаковым во вкусах с 13-летним пацаном или 18-летним юношей? Младший мне просто говорит «Клево, отец» или «Полный отстой!». Вот со старшим у нас уже более профессиональные разговоры. Я ему подсовываю классику мирового кинематографа. Недавно дети сами пошли и купили фильмы Георгия Данелия «Афоня» и «Джентльмены удачи». Потом неделю говорили «редиска». Я посоветовал посмотреть «Кин-дза-дза». И следующая неделя у нас прошла под крики «ку!».
— Как думаете, военная история новой картины «Отец» будет близка вашим сыновьям?
— Вторая Мировая для них — как история про динозавров. Но никакого движения танков вправо и мотопехоты влево в картине нет. Это история людей, их взаимоотношений, любви и ревности. Отца семейства четыре года не было дома. Станет ли он опять близким человеком своей жене и детям? Полина Кутепова (она играла супругу моего героя) на съемках все время ходила с книжечкой Платонова, пытаясь добраться до сути написанного. У Платонова рассказ идет в основном от лица сына. Мальчик слышит: отец крикнул на мать, она не ответила, а он улыбнулся. Мы остановили съемку и три часа разбирались: почему вдруг ругающийся мужчина стал улыбаться. Один раз отрепетировали, второй… Героиня Полины застилает постель, заходит за шкаф, раздевается. Именно в это время муж выясняет с ней отношения, орет: «Да все вы, женщины, такие!» Она выходит из-за шкафа: «А вы какие?» И тут я вижу — у нее бретелька с плеча упала. И все сразу понял. И улыбнулся. Алексей впервые за четыре года увидел тело любимой женщины… Любовь действительно величайшее чувство. Каким образом люди живут вместе много лет? Чем страсть отличается от такого большого и емкого понятия, как любовь? У героев Платонова связь разорвалась по объективным причинам, из-за войны. И им приходится вновь входить в одну и ту же реку.
— Нередко связь между людьми разрывается, даже когда они живут бок о бок. Вашему браку с Лидией Вележевой 20 лет. Неужели в ваших отношениях никогда не было отчуждения за эти годы? Неужели вы не пропускали важные моменты в судьбе своих детей?
— Все мы иногда пропускаем важные моменты… Особенно когда дети из маленьких становятся взрослыми. Приехал сын после каникул, ты к нему с шоколадкой, а он смотрит на тебя, как на больного. Он вырос, у него уже совершенно другие сужения. Признаюсь, мы нелегко пережили так называемый переходный возраст старшего сына (ему сейчас 18 лет). Был период, когда мне пришлось оставить все съемки и уехать с семьей в Ялту на целый месяц. Чтобы восстановить контакт с сыном, вновь найти с ним общий язык.
— Вы преподаете в Школе-студии МХАТ, а старший сын поступил в Щукинское училище. Намеренно решили избежать «семейственности» на курсе?
— Володя поступал во все институты. Сейчас заканчивает второй курс, но я еще ни разу не ходил и не смотрел то, что он делает. «Если мне что-то не понравится, это будет всего лишь мое субъективное мнение, — объяснял я ему. — Но как ты потом будешь говорить со своим мастером?» Я обязательно приду к нему в институт. Но это будет только тогда, когда он встанет на ноги. Я не лукавлю, говоря, что не принимал участия в будущем сына. И не буду этого делать. Старшая дочь Наташа (от первого брака. — Авт.) тоже сама выбрала свой путь. Сейчас она работает экономистом, начальником отдела в большой компании.
— Лидия рассказывала, что младший сын Митя стал поклонником фильма «Граница. Таежный роман» и даже дома играл ваши сцены. Не собирается ли он тоже стать актером?
— Было дело. Я даже принес Мите сапоги и фуражку. А станет ли он актером?.. Пристрастия у него очень часто меняются. Расскажу про старшего. В седьмом классе на мой вопрос, куда дальше пойдешь учиться, он ответил: «Мы с товарищем решили узнать условия приема в Институт нефти и газа». Скажу банальность: главное, чтобы парни стали порядочными людьми. Личностями, а не пустышками. И чтобы им самим было интересно то, чем они будут заниматься.
«Что важнее любви?»
Один китайский художник как-то сказал мне: «У вас в России, как и у нас в Китае, одна беда. У вас много талантливых людей, много суждений на один квадратный метр. Поэтому вы не слышите, кто и что говорит». Какая разница, какой вуз выберут дети. По статистике, через двадцать лет в профессии остаются два человека с курса. И это реальность. Лично я не работал по специальности, полученной в Бауманском университете, но очень благодарен этому вузу. За расширение кругозора, знания, системность мышления. Меня иногда спрашивают: а что важнее в жизни? Любовь, работа, дети? Как тут можно выбирать? И дети, и любовь, и профессия, и родители — все это составные части моей жизни. И все они для меня важны.
Источник: Татьяна Богданова, Аргументы и факты
|