|
Татьяна Кузнецова, "Олег Басилашвили: "Почему рабы боятся свободы "
ДЛЯ зрителей он безвольный литератор-переводчик из «Осеннего марафона», тайный советник Мерзяев из фильма «О бедном гусаре замолвите слово» и карьерист из «Служебного романа». Для коллег — один из немногих актеров старой гвардии, кто на личном примере в наши дни доказывает, что если много работать, а не плакаться на отсутствие ролей и денег, то можно добиться определенных успехов — профессиональных и материальных. А еще он уже 10 лет является самым политизированным представителем российского искусства, входил в парламентскую фракцию «Радикальные демократы», и в 93-м году его фамилия стояла в списках депутатов, не поддержавших Руцкого и Хасбулатова и потому приговоренных к физическому уничтожению. Сегодня Олег Басилашвили не заседает в Госдуме, но по-прежнему придерживается своих политических взглядов романтика-максималиста и внимательно следит за тем, что происходит в российском обществе.
Лживое кино
— МОЯ зарплата — чуть больше 2000 рублей, приходится крутиться, чтобы жить достойно. Но я делаю это не только ради денег. Когда рухнула отлаженная система, многие, кто жил на подачки государства, стали ждать от него милостей. Мне же хотелось показать на своем примере — если ты работаешь честно, то можно добиться успеха.
Советское кино и литература погружали народ в атмосферу лжи. В конце 40-х — начале 50-х на экраны выходит фильм «Кубанские казаки» о счастливой жизни в колхозе, а в это время расстреливают мальчиков, которые после уборки урожая собирали никому не нужные колоски. Взять того же Павленко с его «Счастьем», где рассказывается о том, как советские люди приезжают в Крым, получают дома выселенных татар с готовыми виноградниками. И все счастливы. А теперь, когда прибалтийцы пытаются выжить из своих бывших домов русских, конечно, во многом несправедливыми путями, мы не хотим согласиться с тем, что когда-то были здесь настоящими оккупантами.
Нас воспитали во вранье, и мы врем до сих пор. Бандит и мерзавец, укравший миллиарды долларов на строительстве, у нас уважаемый человек. Что делали люди в царском полку, если во время карточной игры кто-то из офицеров говорил: «Господа, у меня пропали золотые часы»? Весь полк подавал в отставку, потому что на каждого ложилось подозрение. А что у нас? Человек похитил молодую девушку, пытал ее, обесчестил и убил. Да, она враг, стреляла в наших солдат. Но так с пленными не поступают. Этот человек должен быть изгнан из общества, а наши люди устраивают митинги под окнами суда в его защиту. И это все — «заслуга» советской культуры, и кинематографа в частности.
Земли деда Ношревана
Я И САМ продукт подобного воспитания. Мой отец был коммунистом, я — пионером. В 1945-м была демонстрация Победы на Красной площади, на трибуне стоял Сталин, а я шел в колонне, и мне казалось, что он посмотрел на меня, махнул мне рукой. И каждому так казалось. На подмосковной станции Пушкино мы выходили купить мороженое, шли с мальчишками по путям, а там стояли столыпинские вагоны. Заключенные подавали нам знаки, а мы не обращали на них никакого внимания. Просто так полагалось: вот вагон с металлом, вот — с заключенными, вот — с лошадьми, и ничего непонятного, тем более возмутительного в этом нет. Только постепенно, с реформами Никиты Хрущева, появлением Сахарова, другими явлениями, у меня раскрылись глаза. Когда я стал народным артистом, ко мне обращались многие с просьбой помочь в житейских вопросах. Я помогал. А когда предложили избираться в депутаты, я согласился: думал, с мандатом у меня будет больше полномочий. Но начал работать и понял: не депутат должен решать квартирный вопрос избирателя, надо создать соответствующую систему. Старая власть была против такой перестройки. Тогда перед нами, депутатами, встал один главный вопрос — убрать эту власть. Мы это сделали.
Говорят, что те 10 лет, с Ельциным, нанесли стране огромный вред. Говорят в основном те, кто ест черную икру и ездит на дорогих машинах, пользуясь плодами реформ, которые начали Гайдар с Ельциным. Когда Гайдар сделал первые шаги — либерализацию цен, приватизацию, — он устраивал многих. Когда начал дальше проводить экономические реформы, его из правительства убрали. Он свою работу довести до конца не успел. На мой взгляд, сейчас мы неудержимо катимся назад. Элита, которая сегодня пришла к власти, делает все для того, чтобы установить порядки, при которых она жила припеваючи еще до прихода демократов к власти. Я не имею в виду Путина, он от нее сильно отличается. Эту элиту очень устраивает то, что происходит сейчас. Хотелось бы пожелать нынешнему президенту политической воли, чтобы все, что он задумал, было доведено до конца.
Это очень трудно, потому что рабская психология, воспитываемая в нашем народе столетиями, еще живет в нем. Если посмотреть на карту России, сегодняшний «красный пояс» почти совпадает с тем поясом, где существовало крепостное право. Рабы до сих пор не хотят быть свободными. Мой дед по отцу жил в грузинском селе недалеко от Осетии. Был достаточно богатым крестьянином, а в 20-е годы уехал в Тбилиси, остался там, а землю свою раздал соседям. Лет пять назад мы поехали с моей двоюродной сестрой в это село. Нас очень хорошо встретили, я думал, это потому, что меня все знают, видели по телевизору. А люди говорят: «Какой телевизор, посмотри на наши руки, с утра до ночи работаем. И тебя хорошо приняли потому, что ты внук Ношревана Басилашвили, и кем ты там работаешь, не важно. Кстати, вот твоя земля, мы ее сохранили, хочешь — бери, поможем построиться, будешь здесь жить». Представляете, они до сих пор эту землю сохранили как нашу, семьи моего деда. Так могут поступать только свободные люди. В России это возможно? Пока нет. И я думаю, что прежде всего культура должна помочь людям превратиться из рабов в людей.
«Поцелуй руку»
МНОГО говорят о том, что в этом должна принять участие и церковь. Я воспитан в семье наполовину поповской. Моя мать Ирина Сергеевна Ильинская — внучка попа. Я очень благодарен ей за то, что она не проявляла внешне религиозных чувств и не навязывала их мне. Лишь однажды взяла меня в дом к нашему родственнику, священнику, на Пасху. Он жил рядом с церковью, его балкон выходил прямо на паперть. Помню, в доме был накрыт стол, горели свечи, все ждали окончания праздничной службы. Тогда крестный ход был запрещен. И народ запрудил весь переулок перед церковью. Мы стояли на балконе, и, когда священник провозгласил: «Христос воскресе», — вся толпа, стоявшая со свечками в руках, глухо вздохнула: «Воистину воскресе». Было такое впечатление, что это вздохнула огромная сила, которую невозможно победить. Не забуду этого никогда.
Я вообще не придерживаюсь никаких церковных обрядов. Но однажды был в Конюшенной церкви, где отпевали Пушкина. Там настоятелем работает бывший актер Театра Ленсовета отец Константин, который добился в театре определенного положения, но ушел в церковь. Когда он после разговора меня благословил, представляете, мой бывший коллега, который намного младше меня, и протянул руку для поцелуя, я это сделал, и вдруг почувствовал что-то такое, чего никогда в жизни не чувствовал. Значит, в этом что-то есть. Конечно, в одиночку церковь не в состоянии изменить людей и жизнь. Когда-то она вместе с обществом выстрадала ту систему ценностей, я имею в виду десять заповедей, по которым необходимо жить. А потом пришли большевики и разрушили эту систему, уничтожая церкви, священников и, если вспомнить, философов, художников, писателей. Возникла новая религия, поклонение телу человека, который сказал, что дозволено все. Церковь и культура пошли на компромисс. Теперь настало время вернуть народ в прежнюю систему координат. И культура — театр, литература, телевидение, образование и т. д. — союзник церкви в этом вопросе.
Источник: Татьяна Кузнецова, "Аргументы и факты"
|