Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-1 + ГОЛОСОВАНИЕ-2 * ВИКТОРИНА
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО + фото из журналов * ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТЁРЫ * ОБОИ * ФОРУМ

Ильенко Капитолина_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1955 Княжна Мери
1970 Дядя Ваня
1975 Афоня
1976 Несовершеннолетние
1977 Двенадцать стульев
1978 Баламут
1980 У матросов нет вопросов
1982 Колыбельная для брата
1983 Гонки по вертикали
1984 И жизнь, и слезы, и любовь...
1984 Неизвестный солдат
1986 Русь изначальная
1986 На златом крыльце сидели...
1986 Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни - телеспектакль
1986 Где ваш сын?
1987 Раз на раз не приходится
1987 Забытая мелодия для флейты
1987 Апелляция
1988 Приморский бульвар
1988 Вам что, наша власть не нравится?!
1989 Лестница
1989 Вход в лабиринт
1990 Последняя осень
1990 Черная магия, или свидание с дьяволом
1991 Люми
1991 Плащаница Александра Невского
1991 Знаменитости на Тюдор-стрит - короткометражный
1991 Семнадцать левых сапог (За что?)
1992 Официант с золотым подносом

ИЛЬЕНКО
Капитолина Ивановна

02.11.1904, Ярославль - 21.11.1992, Москва

Последыш

Капитолина Ильенко родом из дворянской семьи, родилась 2 ноября 1904 года, в домике с верандой, с роялем в просторной гостиной, на окраине Ярославля, на берегу Котрасли. Отец, Иван Петрович, служил военным врачом, зарабатывал совсем немного. Он лечил простой народ - и порой бесплатно. Был он красив и невероятно вспыльчив, не щадя себя, вступался за каждого и неоднократно попадал из-за этого под арест. Матушка, Мария Федоровна, была очень мила, сдержана, играла на рояле, пела, танцевала, хорошо шила и рисовала. В семье было двенадцать детей, осталось, правда, всего четверо: остальные поумирали от эпидемий. Но вскоре волею судьбы отцу пришлось продать чудный дом с мезониной, и семья уехала в село Ивановское под Кострому, а затем в село Петрилово. Там поселились в доме, в котором размещались больница и аптека. Отец стал земским врачом.

Последыш Капочка - была любимицей отца, и самой озорной, как он сам. Уже с трех лет она всецело занималась искусством: наряжала кукол в самые немыслимые костюмы, и они у нее пели, танцевали, что-то декламировали перед куклами подружек. Девочку пьянили вечера в гостиной. Шторы наглухо занавешивались. Гости рассаживались. И начиналось: мама пела и играла на рояле, папа - на виолончели, старший брат - на гитаре, средний - на мандолине, сестра - на скрипке, а Капитолина пиликала на своей игрушечной скрипочке.

Потом она и сама стала выдумывать сюжеты представлений, «репетировала» и с удовольствием играла несколько ролей сразу. Причем и стариков, и старух - она была девочкой наблюдательной.

Вскоре отец отвез дочь в Дворянский пансион в Кострому. Дисциплина в пансионе была жесткой, и такой вольной, остроумной и избалованной девочке, как Капитолина, частенько доставалось. Педагоги устраивали в спектакли в актовом зале, и девочка всегда в них играла с упоением.

А потом случилась революция 1917 года, и дворянок из пансиона разогнали. Семья перебралась под Муром в разъезд Навашино, отец устроился в больнице на судостроительной верфи. Тогда был лозунг «кто не работает - тот не ест!». И утром Капитолина работала санитаркой, днем с ней занимался отец, а вечером она ходила на курсы.

Встречи с Козловским

Вечера самодеятельности, в которых всегда участвовала юная Капитолина, скрашивали и голод, и разруху. У разъезда Навашино была одноколейка, по которой с удовольствием прогуливался со своей сестрой паренек Ваня Козловский, напевая дуэтом «Вечерний звон», «Мне все равно, любить или нет», украинские песни.

Капитолина с молодым человеком Сергеем стали им подпевать. У Козловского был тенор, у его сестры - меццо-сопрано, а у Ильенко - лирическое сопрано, а у Сергея - баритон. И вот они вчетвером стали каждый вечер прогуливаться и петь, собирая вокруг местных жителей. Козловские куда-то уехали, а через несколько лет, уже в Москве, Ильенко услышала голос замечательного тенора Ивана Семеновича Козловского.

Много лет позже, в 1984 году, они с ним встретились в фильме «И жизнь, и слезы, и любовь»... И даже не поговорили, непонятно - узнал ли он девушку или нет. А может, не хотел узнавать? Только когда режиссер Николай Губенко предложил всем актерам спеть с Козловским «Ревет та стогне Днипр широкий», тот задержал взгляд лишь на Ильенко. И долго-долго смотрел в глаза, как бы спрашивая: «Кто ты?» Но она почему-то ему не напомнила о себе, очевидно, чувствовала к нему антипатию: уж очень он был важен и недоступен…

Москва, театральное училище

Капитолина Ильенко устроилась на работу, и одновременно училась в частной театральной студии, которой руководила старая актриса Елизавета Ивановна Кирова. Правда, ее система девушке совсем не нравилась. Она сопротивлялась, добиваясь осознанного творчества. Капитолина Ильенко начала уже выходить на сцену Ярославского театра имени Волкова. Играла в массовках, пела, танцевала. И вот как-то на очередной репетиции замечательный актер Дубинин ей посоветовал: «Капочка, ты талантлива, не губи себя в студии Кировой. Твоя дорога в искусство – Москва, театральная школа». И это запало в душу, но мамочка была против: "В нашем роду были художники, архитекторы, врачи, а актриса - Боже упаси!" Тогда она решила убежать, уехала в Москву, в одном костюмчике и без денег.

На дворе стоял уже сентябрь. В училище уже давно шли занятия. Капитолина Ильенко опоздала, но была настроена решительно, поступить или умереть. В итоге обрушилась на комиссию всем своим темпераментом, и ее приняли сразу на второй курс.

Цель была достигнута! Ильенко разрешили даже жить в аудитории курса. Утром она подрабатывала уборщицей, мыла кабинеты, лестницу и даже туалет. Спустя какое-то время директор Фортунатов устроил ее на курсы стенографии и машинописи. Она стала много зарабатывать и даже могла помогать некоторым студентам. А учились с ней замечательные ребята - Мордвинов, Абрикосов, Пажитнов.

Театры

ГИТИС Капиталина Ильенко окончила в 1927-м году и пошла показываться сразу в несколько театров. Было такое учреждение - Управление зрелищными московскими предприятиями, сокращенно УМЗП. И при нем был театр. Туда-то и взяли ее сразу на главную роль, и дали хорошую ставку. Правда, потом была возможность перейти во МХАТ, сам Станиславский ее приглашал, но…

Капитолина Ильенко тогда на предложение Станиславского, в котором он ей предложил платить шестьдесят пять рублей, дерзко заявила: «А мне намного больше дают!..» Как только язык повернулся? Прямо дура какая - то была! Константин Сергеевич сказал: «Ну, что ж, идите, получайте больше». Так Ильенко променяла Художественный театр на какой-то УМЗП!

Потом она всю свою театральную жизнь жалела, что не осталась в МХАТе, несмотря на то, что ее карьера складывалась в общем-то интересно.

В театре УМЗП Ильенко сыграла несколько главных ролей, но работой, почему – то, была неудовлетворенна. Слишком много приходилось ездить по стране, и ей казалось несерьезным то, чем там занимались. В 1929 году она перешла в IV студию МХАТ, которой руководил Сергей Николаевич Морской, и сразу сыграла Настеньку в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского. А вскоре в театре появился молодой и дерзкий режиссер Николай Охлопков и поставил спектакль «Разбег», где нещадно эксплуатировал возможности Ильенко: заразительно смеяться, хорошо петь и легко двигаться. Режиссер внес все это в ее роль, и после спектакля она всегда была выжата как лимон. Но как интересно было с ним работать! Актриса благодарна судьбе, что ей выпала встреча с таким неуемным режиссером. Охлопков впоследствии покорил всех, всю Москву! Театр стал называться Реалистическим, но Капиталина Ильенко уже покинула его.

Затем были Театр Транспорта, Театр Революции (1937-39), театры Читы, Алдана, Якутска, Инты, Рыбинска. Она многое испытала, много интересных ролей переиграла. Театры меняла, потому что многим была не удовлетворена. В одном театре - режиссером, в другом - условиями, в третьем - атмосферой. А иногда ей просто надоедало быть в одном театре. Такая вот непоседа была!

Лишь в 1961 году она, наконец, пришла в «Современник». Она устроилась в массовку: выходила в бессловесных ролях, но всегда радовалась успехам молодежи. Здесь она и «осела» на долгие годы…

Кино. Позднее начало

В кино Капиталина Ивановна впервые снялась еще в 1955 году – в роли Дамы в драме «Княжна Мери». А регулярно появляться на экране (хотя и в эпизодических ролях) Ильенко начала лишь в середине 70-х, будучи актрисой «Современника».

В 1979 году режиссер Роговой пригласил Капиталину Ильенко в свою картину «Баламут» на роль одной из деревенских старушек – бабы Насти. Это была первая большая работа актрисы на экране, и согласилась на нее она с опаской. Забавная роль: едут две деревенские бабки на телеге и поют: «Листья желтые над городом кружатся!»...

Триумф 80-летия!

Постепенно актриса освоила специфику кино и полюбила сниматься. Может, где-то она и переигрывала из-за многолетней работы в театре, и на репетициях режиссеры ей делали замечания, но на экране выходило все нормально. Типаж Ильенко - старушки потребовался еще в ряде картин.

Актриса считала, что отрицательные роли всегда интереснее играть. Ведь от рождения нет плохих людей, значит, их испортили обстоятельства, значит они неудачники. Такой была ее Птицина из фильма «И жизнь, и слезы, и любовь» (1984). Актриса фантазировала: может быть, ее героиня была плохой машинисткой, она чувствует, что к ней нет уважения, и поэтому становится стервозной, придирается ко всему. Ильенко начинала оправдывать Птицину, и ей это было интересно играть.

Она ведь и сами жила в Доме ветеранов и знала эту атмосферу изнутри. Этой ролью актриса хотела сказать: «Остерегайтесь таких!» Здесь, в Доме ветеранов, ой сколько сволочей...»

Капитолина Ильенко в фильме Русь изначальнаяПосле шумного успеха фильма «И жизнь, и слезы, и любовь», актриса, что говорится, «пошла нарасхват», Капитолине Ивановне тогда уже исполнилось 80 лет! За короткий срок Капитолина Ильенко создала много образов, и все такие разные, непохожие. Своим участием, постоянно снимаясь, и все время у разных режиссеров, она украсила ленты: «Русь изначальная» (Арсинья) и «Забытая мелодия для флейты» (соседка Капитолина Ивановна), «Вам что, наша власть не нравится?» (Урожайкина) и «Люми» (тетушка Эстер).

Конечно, не всегда Капиталина Ильенко соглашалась с режиссерами. В «Руси изначальной», например, ей казалось, что Геннадий Васильев слишком много уделял внимания молодой героине. А ведь в убежище от татар прятались и другие герои - и ребятишки, и ее Арсинья. И потом, кругом шум, ор, гром, мечи, кони - интересно же было показать, как она, старая, на все это смотрит. Хорошая роль, но неблагодарная...

Вершина творчества

Капиталина Ильенко снималась с удовольствием, ей все нравилось, снималась на разных киностудиях. Приходилось много ездить. Тот же триллер «Черная магия, или Свидание с дьяволом» - молдавское производство. Интересная роль старухи Кассандры в этой ленте стала вершиной творчества актрисы. Ее героиня то и дело преображалась из тихой, забитой бабушки в страшную колдунью, которая не останавливалась ни перед чем. Старуха Кассандра - зовет весь народ к дьяволу. Люди голодают, просят у Бога хлеба, а не получив его, идут за Кассандрой.

В киноленте «Лестница» актриса - это «бывшая», интеллигентная, образованная дама. А в короткометражке «Знаменитости на Тюдор-стрит», она уже играла старую миллионершу Патрицию Бодлей. XVII век, старый замок. Ее героиня, тронувшись умом, принимая постояльцев, убивает их, а ее слуги делают из них мумии. Страшно? Ничего, актриса и с этим справилась.

Разные роли

Разные, разные роли. Режиссеры порой приглашали актрису, даже не зная, что ей предложить - лишь бы она появилась в эпизоде. И тогда Капиталина Ивановна сама становилась создателем своего экранного образа. Но актриса постоянно была недовольна собой, и не любила, когда ее хвалили. Ей все время казалось, что другие сыграли бы лучше.

Рядом с Капитолиной Ильенко всегда были изумительные актеры. Актрисе вообще везло на партнеров в кино: Никитин, Мартинсон, Евстигнеев, Гафт, Тихонов, Фадеева, Доронина, Филатов, прекрасный молодой актер Меньшиков...

Вообще-то Капитолина Ивановна эпизоды любила. В них она была сама режиссер, пока постановщик отвлечется туда-сюда, а она уже все и сделала. Тут она сама себе хозяйка, а переснимать сцену никто и не будет. А порой, режиссеры сами говорили: «Ничего конкретного не написано, но надо что-то сыграть». И актриса с удовольствием бралась. Вот так было в комедии «Раз на раз не приходится». Она даже не узнала себя, когда увидела фильм. Подумала: "Ой, какая занятная старушка!"

Личная жизнь

Замуж Капиталина Ивановна вышла, будучи в театре УМЗП, за актера Петра Петровича Мартынова-Ильенко, причем он старше ее был на 24 года. Через два года у них родился сын Борис. Родился он «в сорочке» - с двумя макушечками. Но тут надо оговориться, что в четыре годика он почти потерял слух, поэтому впоследствии и стал работать в специфическом театре, который со временем вылился в профессиональный Театр мимики и жеста.

А перед самой войной актриса полюбила на всю жизнь изумительно красивого человека. Это был актер Георгий Барышников, с которым они играли в одном спектакле. Она стала просить своего пожилого мужа дать ей развод, но он не соглашался. А тут - война. Дорогой ей человек, которого она любила больше жизни, ушел на фронт, и пропал без вести. А она осталась в Москве ждать ребенка. И 5 сентября 1941 года у нее родилась дочь Любовь. Петр Петрович удочерил ее и полюбил, как родную.

Любушка мечтала о театре с детства. После школы она поступила в ГИТИС. Была принята в Московский театр имени Ермоловой, затем работала в театрах Рязани, Ирбита, со временем перебралась окончательно в Москву, но предпочла работать в одной из студий. И что удивительно: она не захотела идти во МХАТ к Ефремову, она предпочитала много играть, что в этом театре практически невозможно. Таким образом, она повторила ошибку молодости своей матери, а может и …

Ценила честность

Больше всего Капитолина Ивановна ценила в людях - честность. Нет, не доброту. А именно честность. Время что ли такое. Не видела великая актриса честных людей. «Кто сейчас хорошо живет? Кто хорошо ест? Я таких чувствую, как собака. Мне кажется, что, если бы честных людей было больше, мы бы уже давно стали жить хорошо», - говорила она.

Последние годы Капитолина Ивановна жила в Доме для ветеранов. У нее было двое детей и много внуков. Но она решила оставить им свою двухкомнатную квартиру и перебраться сюда. Считала, что молодежь должна жить самостоятельно, мешать ей не надо.

«А здесь замечательные условия. Это настоящий санаторий с медицинским обслуживанием, на всем готовом. Обсуживают горничные, стирают-готовят. Почувствовала себя плохо - снимаю трубку, и тут же приходит медсестра. Хороший зал с экраном и сценой, на которой я иногда выступаю, пою. Библиотека, аптека, чудесный парк. К нам часто приезжают с концертами артисты, мы сами ходим в театры. Жизнь кипит, несмотря на солидный возраст!»

Умерла Капитолина Ивановна Ильенко 21 ноября 1992 года в больнице. Сердце... А на ее столе остался лежать новый сценарий.

Катя ТУР

Использованные материалы:
Сергей Капков, «Капитолина Ильенко», сайт «Характерные актеры российского кино» www.actors.km;
Сергей Капков, «И жизнь, и слезы, и любовь...», «Эти разные, разные лица», 30 историй жизни известных и неизвестных актеров;
«Под плащом Мельпомены. Капитолина Ильенко» http://m-llekolombina.livejournal.com

Rambler's Top100

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.