Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Чулпан Хаматова _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Чулпан Хаматовой

Фильмография:

1997 Время танцора
1998 Страна глухих
1998 Лунный папа
1999 Тувалу (Германия)
1999 Англия (Германия)
1999 Рождественская мистерия
2000 Я Вам больше не верю
2001 Виктор Фогель - рекламщик (Германия-США)
2003 Гуд бай, Ленин (Германия)
2004 72 метра
2004 Дети Арбата
2004 Сукин сын / Hurensohn (Австрия-Люксембург)
2005 Казус Кукоцкого
2005 Доктор Живаго
2005 Греческие каникулы
2005 Гибель Империи
2005 Tatort
2005 Garpastum
2006 Телеметрия
2006 Многоточие
2006 Меченосец
2006 Любовь в Калининграде (Германия)
2007 Янова ночь (Австрия)
2008 Метеоидиот (Германия-Нидерланды-Россия-Финляндия)
2008 Домовой
2008 Бумажный солдат
2009 Событие
2009 Колыбельные (Германия)
2009 Иван Грозный
2010 Достоевский
2010 Дом Солнца
2010 Башня
2010 Америка
2013 Студия 17
2013 Пепел
2013 Киноман - короткометражный
2014 Инородное тело (Польша, Россия)
2015 Таинственная страсть
2015 Синдром Петрушки
2015 Райские кущи
2015 Под электрическими облаками
2015 Орёл или решка (Германия, Россия)
2018 ВМаяковский
2018 Всё сложно - короткометражный
2018 Найти и полюбить (Азербайджан, Германия)
2018 Нуреев. Белый ворон (Великобритания, Франция)
2019 Одесский пароход
2020 Доктор Лиза
2020 Зулейха открывает глаза
2021 Петровы в гриппе
2022 Они

ХАМАТОВА
Чулпан Наильевна
(тат. - Чулпан Наил кызы Хаматова)

Родилась 01.10.1975, Казань

Заслуженная артистка РФ

«Утренняя звезда»

Чулпан Хаматова - актриса с «говорящим» именем («Чулпан» по-татарски значит «утренняя звезда»). Увидев ее, зритель невольно улыбается. Она так очаровательна, что ее трудно не полюбить. В детстве один мальчик с плакатом «Доброе утро» взбирался на дерево, которое росло около окна Чулпан, на высоту нескольких этажей. А когда она уже стала актрисой, один из поклонников таланта Хаматовой прислал ей фотографию заснеженных холмов, снятую с высоты птичьего полета, - на снегу было исполинскими буквами написано ее имя...

Детство

Чулпан Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани, в семье инженеров. В детстве она, как и большинство обыкновенных девочек, пела и танцевала перед зеркалом, очень переживала, когда смотрела фильмы или спектакли. Иногда после просмотра какого-нибудь фильма в течение всего дня ходила под тяжестью впечатлений, ни с кем не разговаривала и даже плакала. Но ей и в голову не приходило посвятить себя актерскому делу. Даже на уроках литературы она стеснялась читать стихи наизусть. Самой романтической профессией ей казалось вождение трамвая.

По семейной традиции (практически все родственники были «технарями») Чулпан собиралась свое будущее связать с «точными науками». Этого же хотели и ее родители, но, как ни странно, сами того не подозревая, сделали все для того, чтобы их дочь стала актрисой. Мама первой подтолкнула Чулпан к этой профессии еще в раннем детстве, когда запоем читала ей рассказы перед сном. Книги покупались и приносились в дом в невообразимом количестве. А там, где книги - там и фантазия, и воображение, а где воображение, там и начало творчества… Были походы в музеи, в театры, абонементы в консерваторию - Чулпан таскали везде, где полагалось быть ребенку из интеллигентной семьи. В Казани был хороший ТЮЗ, оперный и драматический театры.

Чулпан Хаматова рассказывает: «В детстве проявилась одна черта моего характера: я сама себя могла занять, мне не нужна была компания. Сама придумывала себе игры, сама в них играла, иногда в абсолютном одиночестве, - в больницу, в магазин, в водителя трамвая. Ни в детском саду, ни в школе я не читала стихи, не участвовала в школьной самодеятельности. Я училась в Казани, любила ходить в театр и кино…»

В детстве Чулпан часто болела: у нее был нефрит, буквально каждый год она с воспалением легких попадала в больницу. И тогда отец отдал дочь в секцию фигурного катания, чтобы та немного окрепла. Девочка и в самом деле перестала болеть. Правда, потом фигурное катание ей надоело. Наверное, потому, что она ходила в школу олимпийского резерва, где от учеников ждали только побед, а Хаматова ненавидела соревнования. Она так и сказала родителям: «Я туда больше ходить не буду, вы расстраиваетесь из-за того, что я занимаю последние места, а я принципиально соревноваться ни с кем не буду».

С восьмого класса Чулпан училась в физико-математической школе при Казанском университете. Она признается, что школу не любила, да и прилежной ученицей не была. Единственный предмет, по которому у нее всегда были отличные оценки, был математика. Литературу девочка тоже очень любила, но здесь у нее не сложились отношения с учительницей, женщиной старой закалки …

В то время Чулпан увлеклась Beatles, в школу ходила в рваных джинсах, и это не могло не раздражать преподавателей. Однажды за какую-то мелкую провинность девочку вызвали к директору, и та принялась грубо кричать на ученицу. Чулпан вспоминает: «Меня вызвали в кабинет директора, и взрослая женщина так орала на меня - а у нас дома никогда голоса не повышали, - так нервничала, что мне стало неудобно за нее. Как я могла защитить себя? Ответить тем же я не могла, вставить слово - все равно не услышит. И я сделала ей глубокий реверанс и тихо вышла».

Этот, в общем-то, невинный поступок привел к тому, что девочку поспешили объявить психически ненормальной и вполне серьезно посоветовали маме проверить дочку в психдиспансере (даже принесли повестку). К психиатру они, конечно, не пошли. Переживала же мама из-за всего этого сильно. Потом сказала: «Тебе нужно окончить школу и получить аттестат. Думай сама, что делаешь». Вообще, надо сказать, мама всегда была поддержкой для Чулпан, в чем та с благодарностью признается: «…она всегда пыталась меня понять».

С одноклассниками Чулпан было неинтересно. Как-то в больнице она познакомилась с девушкой-студенткой из университета, которая привела Чулпан в свою компанию, и она поняла, это то - что ей нужно. Вместе со студентами она ездила летом в лагеря - с палатками, котелками, кострами. Там же Чулпан стала участвовать в толкиеновских играх, плела кольчуги из маленьких колечек, на которые вешаются занавески.

ГИТИС. Дебют в кино

По окончании физико-математической школы Чулпан поступила в финансово -экономический институт, но душа ее все же тяготела к искусству. В конце концов, она бросила институт и поступила в Казани в театральное училище. На первом курсе один из преподавателей посоветовал способной студентке ехать в Москву, потому, что там больше возможностей.

Окончив первый курс, Чулпан последовала совету. В Москву она отправилась вместе с мамой, которая очень переживала по поводу возможной разлуки с дочерью. Она так не хотела с ней расставаться, что даже молилась во время экзаменов, чтобы дочь не поступила. А Чулпан очень хотела поступить, причем именно в ГИТИС, и именно на курс Алексея Бородина, потому что у него был потрясающий спектакль «Наш городок» и потому что это был замечательный мастер. Бородин отметил талантливую девушку и уже на втором туре сказал: «мы тебя точно берем».

Учась в ГИТИСе, Чулпан очень хотела попробовать себя в кино. В то время актерское агентство «Скип-фильм», в которое пригласили весь курс, периодически отправляло студентов на кинопробы. Сначала было несколько неудачных попыток, на которые Чулпан отреагировала достаточно спокойно. Хотя один из режиссеров, отметив, что у нее невыразительные глаза, посоветовал вообще уйти из профессии, чем поверг девушку в полное смятение.

Очередные пробы были на роль Кати в фильме Вадима Абдрашитова «Время танцора». Чулпан одевали всем общежитием, всем общежитием красили. Мама прислала из Казани свои сапоги на каблуке. Роль подразумевала иной, чем у Чулпан, возраст героини. Ей же страшно хотелось этой первой кинороли и она стремилась выглядеть постарше.

Пока доплелась до «Мосфильма» на «взрослых» каблуках, шлепнулась не один раз. Вошла к Абдрашитову, корчась от смеха, боли и отчаяния. А он разглядел. Несмотря на то, что на фотографии она была в восточном костюме и были видны одни глаза. Несмотря на то, что, готовясь к очередной пробе, она решила приблизить себя к образу героини (действие происходило на Кавказе) и для смуглости намазалась автозагаром. Правда, перепонки между пальцами остались белыми, нос чернел вызывающе и бока не загорели... Или, может, по носу понял, как она хочет работать?

Пробы продолжались почти полгода, пока, наконец, в одно прекрасное утро ей не сообщили, что она утверждена на роль. Сколько было радости! А после выхода фильма Чулпан Хаматову признали восходящей звездой отечественного кино (хотя, как признается сама актриса, она очень не любит определения «звезда»).

Брак с Иваном Волковым

С Иваном Волковым, сыном знаменитой актрисы Ольги Волковой, Чулпан училась на одном курсе. Она рассказывает: «Сначала мы не замечали друг друга: у меня были свои проблемы, у него свои. А потом получилось так, что жизнь столкнула: мы разглядели друг друга, подружились и решили пожениться. Мне было восемнадцать лет, а ему девятнадцать. Обе наши мамы очень переживали. У обеих был шок, но мы поженились и просто поставили их перед фактом. Им ничего не осталось делать, как согласиться».

В дальнейшем у Чулпан Хаматовой сложились необыкновенно теплые отношения со своей свекровью, что бывает нечасто.

Театр

В 1997 году Чулпан Хаматова окончила ГИТИС, с большим успехом сыграв главную роль в выпускном спектакле «Дневник Анны Франк». По окончании института год проработала в Российском молодежном театре, сыграла Дуню Раскольникову в «Преступлении и наказании» по Ф. М. Достоевскому. В этом театре, по ее словам ей довелось работать с потрясающими людьми. Особенно она счастлива тому, что судьба свела ее с Евгением Дворжецким. Она признается, что с удовольствием осталась бы в этом театре и дальше, но: «мой график и мои профессиональные потребности не совпадали с тем, что мне предлагалось в театре, и в этом никто не виноват».

Вскоре Чулпан пришла работать в театр «Современник»: «Мне позвонила завлит «Современника» Евгения Кузнецова, я тогда была на съемках в Болгарии. Она передала мне приглашение на роль Патриции, но так как я была связана контрактами и могла подвести театр, пришлось извиниться и отказаться. И все-таки в начале зимы или осенью 98-го года мы встретились с Галиной Борисовной Волчек и договорились, что она начнет репетиции без меня, а я потом подключусь». Одной из первых и наиболее примечательных ее ролей в этом театре стала Патриция Хольман в «Трех товарищах» (1999).

Помимо «Современника» она играла в «Театре Луны» (в двух детских спектаклях «Фанте-инфанте» и «Мечтах маленького Робинзона»), в Театре Антона Чехова («Поза эмигранта» и «Чествование»), в Центральном детском театре, в «Независимой антрепризе» у режиссера П. Штейна («Сильвия»).

Несмотря на внешность феи, Чулпан очень любит эксцентричные роли. «По знакомству» она проникала в труппу театра великого клоуна Вячеслава Полунина «Лицедеи» (там работает ее муж) и с энтузиазмом делала все, что ей доверяли. Сначала ремонтировала костюмы, потом сама их шила, а затем Хаматову даже выпустили на сцену! В комедии режиссера Петра Штейна «Сильвия» она играла собаку. А недавно в «Современнике» вышел новый оригинальный спектакль «Мамапапасынсобака», где Чулпан досталась роль... Сына.

Чулпан признается, что театр она любит больше: «Я театральная актриса. Киноактриса я плохая. Я не чувствую этот вид искусства. Я не знаю, где будет взрыв, где нужно притаиться, по какой кривой надо выстроить роль. Все это целиком видит только режиссер. В кино есть одно необъяснимое счастье - это сиюминутное творчество, общение с людьми, ну и, пожалуй, все. А дальше фильм существует отдельно от тебя и имеет к тебе мало отношения. Ты развиваешься, а твоя роль осталась в прошлом. В театре же я беру вожжи в свои руки и сама выстраиваю роль. На сцене она меняется с каждым спектаклем, каждый раз звучит новая тема в зависимости от меняющегося видения жизни. Поэтому я театральная актриса, много работаю в театре, очень люблю театр и ни на что его не променяю».

И все же всенародную известность ей принесло именно кино…

Кино. 90-е годы

После съемок в фильме Абдрашитова «Время танцора» Чулпан Хаматовой посыпались многочисленные приглашения от режиссеров. В 1998 году она снялась в роли Риты в драме Валерия Тодоровского «Страна глухих». Причем на эту роль она была утверждена практически сразу. Для работы ей пришлось выучить язык глухонемых, и она вполне сносно могла на нем общаться.

Роль Риты стала для Чулпан Хаматовой поистине звездной - и зрители, и критики признали ее одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кино. Затем последовали роли в немецких картинах «Тувалу» Ф. Хельмера и «Англия» А. фон Бориса. По словам актрисы, ей было интересно поработать на других языках - немецком и английском.

Но не всегда было все гладко. В одном из интервью Чулпан призналась, что для нее важно доверие режиссера. Было несколько случаев, когда она начинали репетировать интересный материал, но отношения с режиссером не складывались. Так, например, было в фильме «Львиная доля». Она рассказывает: «Мне понравился сценарий, меня пригласили работать над фильмом. Сначала по сценарию моя героиня была такой: «полумальчик – полудевочка». Мне знаком этот тип героев. Мне было интересно, как вдруг в этом типе человека открывается любовь. Но потом мне сказали: давайте подкрасим ресницы, давайте сделаем это, давайте сделаем то, и я поняла, что начались компромиссы. И я была очень огорчена, что не чувствую результата, ради которого я соглашалась на эту роль». В итоге Чулпан просто отказалась от работы в этом фильме.

Развод

В 2002 году у Ивана Волкова и Чулпан Хаматовой родилась дочь Арина. Их семью считали идеальной. Этому способствовали и прекрасные отношения со свекровью - Ольгой Волковой, что сама Чулпан считала настоящим подарком судьбы. Живя все вместе в трехкомнатной квартире, женщины по очереди занимались хозяйством. Тем неожиданней стал развод молодых актеров. Иван прокомментировал это событие так: «Видимо, мы не сошлись характерами...».

Кино. Новый век

В начале нового века Чулпан Хаматова вновь снялась двух германских картинах: «Виктор Фогель – рекламщик» и в нашумевшем фильме «Гуд бай, Ленин».

А что же российское кино? В течение нескольких лет она не радовала отечественное кино своим присутствием: «Все неинтересно. С российским кино у меня катастрофа». Однако в последние годы ее вновь можно было увидеть на экранах. В 2004 году Чулпан Хаматова снялась в картине «72 метра», сериале «Дети Арбата».

В 2005 году в рамках внеконкурсной программы Московского кинофестиваля демонстрировался новый фильм Веры Сторожевой «Греческие каникулы». Чулпан Хаматова сыграла в нем роль девушки-дайвера Мелины. Как отмечает актриса, ей пришлось немало поработать над образом своей героини, чтобы сделать его более интересным. «Там была жуткая чернуха, - говорит Чулпан о первоначальном варианте сценария, - героиня моет унитазы и плачет о неразделенной любви. Мы все это вычеркнули и оставили главное - моя героиня помогает главной героине найти любимого». Тем не менее, эту роль актриса не считает серьезной.

С 2005 года Чулпан Хаматова регулярно снимается в кино. Она сыграла Лару в известном сериале «Доктор Живаго», сразу две роли Таню и Женю в сериале «Казус Кукоцкого». В сериале «Гибель Империи» (2005) актриса создала образ Ольги Семёновны Нестеровской - девушки с чистым, детским взором и железным характером, живущей по принципу «я хорошо знаю, как вам всем нужно жить!». Среди работ актрисы: Катя в боевике «Меченосец», Нина в драме «Бумажный солдат», Вика в детективе «Домовой», Галина в драме «Дом Солнца», Мария Исаева в биографической ленте «Достоевский» и др.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Сайт Чулпан Хаматовой http://www.khamatova.ru;
Татьяна Демидова, "Чулпан Хаматова: Не люблю себя на экране" ("Телегазета" №8(193) февраль 2003);
"Мой театр - это кибитка Джульетты Мазины" http://khamatova.nm.ru;
Чулпан Хаматова http://astro.rin.ru;
Наталья Бальцун, "Чулпан Хаматова (биография)" http://www.peoples.ru;
Татьяна Витебская, "Чулпан Хаматова: Я не люблю слова "Звезда" http://www.izvestia.ru;
"Чулпан Хаматова отказалась мыть унитазы" http://www.km.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.