Юрий Григорьев родился в семье военнослужащего. Его отец – летчик, Герой Советского
Союза, был родом из Москвы, но в то время служил в Риге. В этом городе и прошло
детство Юры. Его артистическая деятельность началась еще в школьные годы. Тогда
среди школьников проводились конкурсы «Мы ищем таланты!» по аналогии с популярной
в Советском Союзе телевизионной программой «Алло, мы ищем таланты!», и Юрий Григорьев
вместе со своим другом Александром Осколковым попали в поле зрения организаторов.
Результатом стало их постоянное участие в выездах агитбригад по воинским частям,
где ребята выступали с концертными номерами, читая и разыгрывая юморески.
В каникулы Юрий Григорьев ездил к родственникам в Москву. В один из таких приездов,
как раз после окончания восьмого класса, он попал на прослушивание к самой Цецилии
Львовне Мансуровой. После этого Юрий уже точно знал, кем он станет после окончания
школы. Поэтому после десятого класса он вновь отправился в столицу и поступил
в Щукинское училище.
Первые роли в кино
Учиться Юрию Григорьеву довелось на курсе знаменитого мастера Юрия Васильевича
Катина-Ярцева. Студентам категорически запрещалось сниматься в кино, но для Юрия
Григорьева и его однокурсницы Евгении Симоновой Катин-Ярцев сделал исключение
- он считал, что это поможет их внутреннему раскрытию.
Уже после первого курса Юрий дебютировал на экране эпизодической ролью пионервожатого
в знаменитом детективе «Анискин и Фантомас», где ему довелось встретиться на съемочной
площадке с именитыми актерами Михаилом Жаровым, Татьяной Пельтцер, Лидией Смирновой,
Романом Ткачуком.
Вскоре состоялась и первая главная роль – Юрий Григорьев снялся у режиссера
Игоря Шатрова в его спортивной мелодраме «Закрытие сезона». В центре сюжета –
история школьной любви трех подростков к одной девочке, которая отчетливо обнаружила
характеры всех героев. Юрий Григорьев сыграл одного из них – парня по имени Толик,
который в свое время струсил и сподличал и теперь, по прошествии времени,
До конца учебы Юрий Григорьев снялся в кино еще несколько раз. Самой заметной
из этих работ стала роль талантливого юноши-велогонщика Олега Ярцева в спортивной
драме Августа Балтрушайтиса «Призвание».
ЦДТ-РАМТ. 70-е, 80-е, 90-е
В 1976 году Юрий Григорьев окончил Театральное училище им Щукина. По окончании
учебы студентам приходится обивать пороги театров в поисках работы. Юрий Герасимович
рассказывает, что в те годы это была ужасная и унизительная процедура. Лишь в
двух театрах он почувствовал совершенно иное отношение к студентам - в МХАТе (где
его просматривали Олег Николаевич Ефремов, Вячеслав Михайлович Невинный и Евгений
Александрович Евстигнеев) и в Центральном детском театре (ныне РАМТ, где он был
на просмотре у Ивана Дмитриевича Воронова и главного режиссера Владимира Кузьмина).
В обоих случаях Юрий чувствовал бесконечное внимание и уважение к вчерашним студентам.
И в обоих случаях ему пообещали рассмотреть его кандидатуру. Только в ЦДТ это
сделали раньше – уже вечером того же дня ему позвонили и сообщили, что он принят.
Так началась его жизнь в театре.
В кино Юрий Григорьев исполнял преимущественно положительные роли. В театре
же он начал с роли отрицательной. В спектакле «Молодая гвардия» ему досталась
роль Черного Ефрейтора – жуткого садиста и изувера, мерзкого, отвратительного,
развязного и вечно пьяного типа. Как играть такой персонаж? Юрий Григорьев нашел
подход к этой роли - издеваясь над своим персонажем, он выражал этим свое отвращение
к нему, заражая этим отвращением и зрителей.
Затем было много других, разноплановых работ на сцене. Среди этапных стоит
назвать роли в спектаклях «Ловушка № 46, рост 2», «Между небом и землею жаворонок
вьется», «Прости меня» (Миша), «Три толстяка» (канатоходец Тибул), «Приключения
Тома Сойера» (Док Робинсон).
С большой теплотой Юрий Герасимович вспоминает свою работу в спектакле Алексея
Владимировича Бородина «Отверженные», поставленном по знаменитому произведению
Виктора Гюго.«Я очень любил его, потому что рядом с нами были «старики» – Михаил
Трофимович Андросов, Иван Дмитриевич Воронов, Маргарита Григорьевна Куприянова.
За ними можно было наблюдать, не отрывая глаз – от начала до конца спектакля.
Все они были кладезями таланта, знаний и всего, на что нужно было смотреть и перенимать
в театре. Михаил Трофимович по роли был моим дедом. Играть рядом с ним было одним
наслаждением, так много он давал – хочешь–не хочешь, но ты обязательно должен
был играть хорошо. Надеюсь, у меня это получалось».
Кино. 70-е – 80-е годы
Первые успехи на экране стали для Юрия Григорьева хорошим стартом. Его заметили,
и приглашения не заставили себя ждать. В 1978 году актер принял участие в приключенческом
боевике известного режиссера Юрия Чулюкина «Поговорим, брат», где сыграл главную
роль молодого коммуниста Мити Кокорина. Фильм был создан в жанре так называемого
«истерна» - 20-е годы, Дальний Восток, противостояние «красных» и «белых», партизаны,
шпионы и, конечно, любовь. Все это обеспечило картине очень хороший прием со стороны
зрителей.
Спустя два года Юрий Григорьев снялся еще в одном остросюжетном фильме – «Хлеб,
золото, наган» режиссера Самвел Гаспаров. Вновь - Гражданская война, белые и бандиты,
голод и разруха, четверо героев фильма везут хлеб голодающим детям и золото для
Наркомфина… Юрий Григорьев сыграл одного из этой четверки - матроса Александра
Андронова…
Фильмы «Поговорим, брат» и «Хлеб, золото, наган» создали определенную репутацию
Юрию Григорьеву. Как это часто бывает, после их выхода посыпались многочисленные
предложения сняться в боевиках и приключенческих картинах. Однако актер от них
отказывался – ему не хотелось быть заложником амплуа и играть однотипных персонажей.
В 80-е годы Юрий Григорьев снимался в картинах разного жанра. В социальной
драме на производственную тематику «Линия жизни» он сыграл молодого инженера Андрея
Арефьева, в детском фантастическом фильме «Гостья
из будущего» - профессора Селезнёва, в героической драме «Рассказ барабанщика»
- весельчака и балагура одессита Петра Носкова. Одна из самых известных его работ
этого периода состоялась в комедийной мелодраме «Женатый холостяк» режиссера Владимира
Рогового. В этой легкой, милой и веселой киноленте герой Юрия Григорьева жизнерадостный
и обаятельный водитель автобуса Сергей Петров попадал в странную ситуацию, когда
ему приходилось разыгрывать роль мужа молодой красивой женщины перед ее родителями,
и, как в таких случаях бывает, влюблялся в нее…
Тем не менее, ролей могло бы быть и больше. Но, как уже отмечалось, он соглашался
далеко не на все. «Не было тогда у меня старшего наставника, который сказал бы:
«Юра, нельзя отказываться, надо сниматься!». Потому что однажды просто перестают
приглашать и о тебе забывают», - говорит Юрий Герасимович. И действительно со
временем предложений стало меньше. Однако в его жизнь уже давно пришло телевидение…
Дядя Юра
В знаменитую детскую телевизионную передачу «Спокойной ночи, малыши!» Юрия
Григорьева пригласили еще в начале 80-х. Дядя Юра сразу же полюбился юным зрителям.
Помимо съемок в передаче «Спокойной ночи, малыши!» он принимал активное участие
в концертной деятельности, проводимой ее участниками. Вместе с другими ведущими
и куклами Степашкой, Хрюшей, Каркушей они разъезжали по городам страны, радуя
малышей.
Новый век. Театр, телевидение и кино
Сцене ЦДТ (с 1992 года театр изменил название на РАМТ) Юрий Григорьев посвятил
всю свою жизнь. В новом веке состоялось немало его интересных работ. Так в спектакле
«Лоренцаччо» (2001) по пьесе Альфреда де Мюссе он сыграл Гвиччардини, в спектакле
«Сотворившая чудо» по Гибсону – Келлера, отца слепоглухой девочки, в спектакле
«Таня» (2003) по пьесе Арбузова - начальника станции и Чапаева, в «Идиоте» Достоевского
(2004) - Афанасия Ивановича Тоцкого и генерала Иволгина. Актер признается, что
ему всегда нравилось такое перевоплощение, где присутствуют яркие проявления самого
себя и героев. Как, например, в «Принце и нищем» Марка Твена (2001), где ему довелось
создать два замечательных персонажа-негодяя – Гуго и лорда Сент-Джона.
Отдельно стоит упомянуть и работу актера в трех частях «Берега Утопии» (2007)
- уникальном и самом масштабном проекте российского театра. Взяв за основу трилогию
английского драматурга Тома Стоппарда, создатели представили зрителям три полноценных
спектакля «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег», которые органично
сложились в единую трилогию общей протяженностью в восемь часов сценического действия!
В первой части Юрий Григорьев сыграл Николая Полевого, редактора журнала «Телеграф»,
во второй - Франца Отто, адвоката Бакунина, а в третьей - Готфрида Кинкеля, немца
в изгнании.
Среди других работ Юрия Григорьева на сцене РАМТ - отец в спектакле «Мартин Иден»
(2008) по Джеку Лондону, капитан Врунгель в «Приключениях капитана Врунгеля» (2009),
Жигалов в спектакле «Чехов-GALA» (2010), поставленном по одноактным пьесам А.
П. Чехова.
Также актер продолжает свою работу на телевидении. В 2003 году творческая группа
передачи «Спокойной ночи, малыши!» получила предложение создать альтернативную
программу в классических традициях детского телевидения. В результате в 2004 году
на каналах КРТ и Союз появилась новая передача «Шишкин лес», а с 2007 года она
стала выходить на телеканале «Радость моя». Одним из ведущих программы стал Юрий
Григорьев.
Помимо «Шишкиного леса» на телеканале «Радость моя» Юрий Григорьев является
ведущим программы «Аты-баты». Как он рассказывает сам: «Аты-баты» - моя любовь!
Эта программа - в каком-то смысле дань памяти отца, которого я очень рано потерял
(в 11 лет). Он был лётчиком, Героем Советского Союза. На съёмках программы «Аты-баты»
я окунаюсь в привычную атмосферу гарнизонной жизни. И всегда вспоминаю отца».
В кино Юрий Григорьев снимается крайне редко. В 2004 году он исполнил роль
полковника Василия Сергеевича Голованова в 12-серийной криминальной драме «Время
жестоких, в 2007-м сыграл офицера спецслужбы Сергея Сергеевича в психологическом
детективе «Сорок», а в 2010-м –появился в одной из серий детективного сериала
«Москва. Центральный округ-3» в роли Боровича.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Марина Троянова. «Юрий Григорьев: «Я еще не встречал того, что бы меня заинтересовало.
Я в этом смысле вообще старомоден», http://www.peoples.ru
Ольга Курскова, «Юрий Григорьев: «Семья и театр – главное в моей жизни», РАМТограф,
Выпуск № 4 Январь 2010 г., http://ramtograf.ru
Оксана Приходько, « Юрий Григорьев: «Для меня счастье — дарить заряд доброты с
экрана телевизора», http://www.radostmoya.ru