.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. 
 
Фантастическая комедия "Его звали Роберт"
Режиссер: Илья Ольшвангер
Сценаристы: Лев Куклин, Юзеф Принцев
Оператор: Эдгар Штырцкобер, Композитор: Андрей Петров
СССР. Производство: Ленфильм. 1967
 Герой фантастической комедии 
Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» - робот по имени Роберт, созданный молодым 
учёным Сергеем Сергеевичем. Внешне Роберт похож на своего создателя, но, как и 
полагается роботу, он лишён человеческих чувств и эмоций. Сергей Сергеевич даёт 
ему задание поселиться среди людей, вжиться в общество и постараться ничем не 
отличаться…
 Герой фантастической комедии 
Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» - робот по имени Роберт, созданный молодым 
учёным Сергеем Сергеевичем. Внешне Роберт похож на своего создателя, но, как и 
полагается роботу, он лишён человеческих чувств и эмоций. Сергей Сергеевич даёт 
ему задание поселиться среди людей, вжиться в общество и постараться ничем не 
отличаться… 
Премьера: 18 октября 1967
Призы:
Диплом жюри фильму и приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение мужской роли 
О.Стриженову на VI МКФ фантастических фильмов в Триесте (1968)
Приз «Золотой шар» на МКФ фантастических фильмов в Милане, Италия (1969) 
Главные герои:
биоробот Роберт / ученый-изобретатель Сергей Сергеевич Куклин ()
Таня ()
Геннадий Дмитриевич, работник лаборатории № 1 ()
Михаил Иванович Кнопкин ()
Другие персонажи:
 
|  дирижёр (Алексей Драницын)лаборантка Катя (Нина Мамаева)
 начальник лаборатории № 1 (Николай Макеев)
 сосед Куклина (Игорь Ефимов)
 машинист паровоза (Пантелеймон Крымов)
 работник НИИ (Юрий Дедович)
 работник НИИ (Владимир Карпенко)
 инспектор (Юрий Толубеев)
 |  Аркадий (Анатолий Багров)зрительница в театре (Жанна Сухопольская)
 зритель в зверинце (Давид Кобулов)
 дружинник (Александр Яровой)
 дружинник (Юрий Сахаров)
 подруга Тани (Лариса Архипова)
 милиционер (Игорь Щепетнов)
 камео Марсель Марсо
 | 
Может ли робот заменить человека?
  Тема роботов в советском 
кинематографе до определённого времени практически не исследовалась. В 30-е годы 
на экраны вышел фильм «Гибель сенсации», где рассказывалось о механизмах, способных 
заменить труд человека, после чего о роботах «забыли». В 60-е годы интерес теме 
искусственного разума необычайно вырос. Следствием этому стали сразу несколько 
фильмов. Сначала в 1966 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял комедию «Формула 
радуги» (однако она не вышла на широкий экран), а годом спустя Илья Ольшвангер 
представил на суд зрителей свою ленту «Его звали Роберт» (сюжет которой весьма 
перекликался с фильмом «Формула радуги»). В картине исследовалось поведение робота 
среди людей, изменяющееся под воздействием окружающего его общества. Роберт по 
ходу сюжета всё больше «очеловечивался», пытаясь развиваться, узнавать новое и 
даже постигать недоступные ему человеческие чувства. Правда, до конца ему это 
так и не удалось, и в финале следовал вывод, что робот никогда не сможет заменить 
человека.
Тема роботов в советском 
кинематографе до определённого времени практически не исследовалась. В 30-е годы 
на экраны вышел фильм «Гибель сенсации», где рассказывалось о механизмах, способных 
заменить труд человека, после чего о роботах «забыли». В 60-е годы интерес теме 
искусственного разума необычайно вырос. Следствием этому стали сразу несколько 
фильмов. Сначала в 1966 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял комедию «Формула 
радуги» (однако она не вышла на широкий экран), а годом спустя Илья Ольшвангер 
представил на суд зрителей свою ленту «Его звали Роберт» (сюжет которой весьма 
перекликался с фильмом «Формула радуги»). В картине исследовалось поведение робота 
среди людей, изменяющееся под воздействием окружающего его общества. Роберт по 
ходу сюжета всё больше «очеловечивался», пытаясь развиваться, узнавать новое и 
даже постигать недоступные ему человеческие чувства. Правда, до конца ему это 
так и не удалось, и в финале следовал вывод, что робот никогда не сможет заменить 
человека.
Олег Стриженов, создавший образ робота Роберта, сыграл в фильме и другую главную 
роль – молодого учёного Сергея Сергеевича. И, надо отметить, этот персонаж в чём-то 
перекликался с Робертом. Такой же сухой, почти лишённый эмоций, дающий задания 
своему подопечному и постоянно наблюдающий за итогами эксперимента. Умный и красивый 
человек, но в душе было что-то от робота… 
 Главную женскую роль 
исполнила популярная актриса Марианна Вертинская. Её героиней стала красавица 
Таня, пытающаяся вдохнуть в заторможенно-невозмутимого Роберта радость к жизни 
и ощущение прекрасного. Во второй половине фильма появился ещё один персонаж - 
отдыхающий санатория Кнопкин в исполнении выдающегося актёра, гения эпизода Михаила 
Пуговкина. Мастер в очередной раз продемонстрировал свой талант, оживив картину, 
внеся в неё струю свежего юмора. В итоге его герой запомнился не меньше (а может 
даже и больше) главных персонажей...
Главную женскую роль 
исполнила популярная актриса Марианна Вертинская. Её героиней стала красавица 
Таня, пытающаяся вдохнуть в заторможенно-невозмутимого Роберта радость к жизни 
и ощущение прекрасного. Во второй половине фильма появился ещё один персонаж - 
отдыхающий санатория Кнопкин в исполнении выдающегося актёра, гения эпизода Михаила 
Пуговкина. Мастер в очередной раз продемонстрировал свой талант, оживив картину, 
внеся в неё струю свежего юмора. В итоге его герой запомнился не меньше (а может 
даже и больше) главных персонажей...
Конечно, при здравом размышлении, к сюжету фильма возникает немало вопросов. 
Как вот так просто выпустили робота «в люди»? Почему Таня долгое время не понимала, 
что рядом с нею не человек? Почему Роберт, созданный для общения с внеземным разумом, 
не знал огромного множества простых вещей? Этот список можно продолжить ещё. Однако 
всё это можно и нужно списать на комедийно-фантастический жанр, допускающий определённые 
условности. К тому же благодаря замечательной игре звёзд нашего кинематографа 
эти несуразности нивелировались. В целом получилась добрая и весёлая комедия, 
которая долгое время пользовалась успехом у зрителей. Но время идёт, и сегодня 
эта картина может лишь вызвать ностальгию у поклонников советского кино - не более...
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое 
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.