Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЯ + страница 2 * ВИКТОРИНА
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО + фото из журналов * ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТЁРЫ * ОБОИ * ФОРУМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Научно-фантастический фильм "Аэлита"

Режиссер: Яков Протазанов
Сценаристы: Фёдор Оцеп, Алексей Толстой, Алексей Файко
Операторы: Юрий Желябужский, Эгон Шюнеман. Художники: Сергей Козловский, Владимир Симов
СССР. Производство: Межрабпом-Русь. 1924

Бегущая по волнам «Аэлита» Якова Протазанова - первый советский фильм, созданный в жанре научной фантастики, и первый в мире полнометражный фильм на тему космических полетов, ставший классикой мирового кинематографа. Фильм поставлен по одноименному роману Алексея Толстого. Герои фильма отправляются в космическую экспедицию на Марс, где встречаются с правительницей Аэлитой и становятся участниками восстания угнетённых марсиан против своих угнетателей.

Премьера: 25 сентября 1924

Герои фильма:
Аэлита (Юлия Солнцева)
Гусев, красноармеец (Николай Баталов)
Лось, инженер / Спиридонов (Николай Церетелли)
Кравцов, сыщик (Игорь Ильинский)
Маша, невеста Гусева (Вера Орлова)
Наташа Лось (Валентина Куинджи)
Эрлих (Павел Поль)
Тускуб, владыка Марса (Константин Эггерт)
Гор, хранитель энергии Марса (Юрий Завадский)
Ихошка, фрейлина Аэлиты (Александра Перегонец)

Другие персонажи:
бородатый марсианский астроном (Иосиф Толчанов)
английский офицер (Наум Рогожин)
солдат (Владимир Уральский)
председательница домкома (Софья Левитина)

соседка на похоронах (Тамара Адельгейм)
дама на балу (Г. Волконская)
распорядитель бала (Марк Цибульский)
господин на балу (Борис Лифанов)
танцор на нелегальном балу (Виктор Латышевский)

Эпизоды: Варвара Массалитинова, Михаил Жаров, Галина Кравченко, Николай Гладков, Николай Вишняк

Первая советская космическая фантастика

АэлитаФантастическая лента «Аэлита» стала первым фильмом режиссёра Якова Протазанова после его возвращения из эмиграции. В основу картины лёг одноименный роман Алексея Толстого. Впрочем, создавая свою картину, авторы значительно ушли от литературного первоисточника. «Аэлита» Протазанова вобрала в себя элементы и фантастики, и комедии, и мелодрамы, и революционного кино, став первой отечественной лентой, посвящённой космическим полётам – и это три с лишним десятка лет до полёта Юрия Алексеевича Гагарина!

Сюжетно фильм распадается на две совершенно разные части. Первая, посвящённая событиям на Земле, отразила картину очень эмоционального, хаотичного и суетливого мира Москвы 20-х годов. Соответственно эмоционально ярко выглядят и все персонажи картины.

Николай Баталов создал образ пылкого революционера, весёлого и обаятельного красноармейца Гусева, который вызывает симпатию своей непосредственностью, искренней верой в идеи межпланетной революции. Даже попав на Марс, он остаётся столь же непосредственным и задорным, покоряя сердца служанок и призывая к восстанию марсианских рабов.

Роль его напарника по полёту инженера Лося исполнил Николай Церетелли. Его герой, человек страстный и ревнивый, страдал от семейных неурядиц, возникающих из-за разногласий со своей легкомысленной женой Наташей (Валентина Куинджи).

Украшением картины стал персонаж Игоря Ильинского неугомонный и незадачливый сыщик Кравцов. Выдающийся актёр, один из немногих, кто сумел найти себя и в немом кинематографе, и позже в звуковом кино, Ильинский добавил картине необходимый комизм, органично переплетающийся с драматизмом всей истории. Причём по ходу картины этот комизм нарастает.

АэлитаВ целом необходимо отдать должное создателям фильма, весьма достоверно передавшим атмосферу молодой советской республики. Единственный минус – некоторая затянутость данной части картины.

Вторая часть переносит зрителей на Марс. Картинка резко меняется – холодный свет, резкие, четко выверенные линии, острые углы, конусы и призмы – это присутствует и в интерьерах, и в костюмах марсиан, подчёркивая жёсткую, бездушную расчётливость существующего строя. Конечно, все эти квадратные коробки на головах рабочих, нелепые костюмы и шлемы, антенны и трубочки выглядят слишком наивно, картонно и даже карикатурно – но этот авангардизм и футуризм тоже являются отражением того времени. Зато как хороша в образе марсианской властительницы, эффектной холодной красавицы Аэлиты Юлия Солнцева!

Словом, фильм Якова Протазанова вполне соответствовал духу тех лет. Однако нельзя не отметить, что за внешней восторженной революционностью картины, скрывались и абсолютно противоположные идеи. Очень точно на экране была воссоздана разруха и нищета того времени – и это в картине о советской республике! Не вполне соответствовал образу «правильного» советского гражданина и главный герой инженер Лось, который поначалу в своих мечтах уносился прочь из этой страны, а в финале сжигал свои бумаги, призывая больше не мечтать, а работать.

За полгода до выхода фильма на экраны в советских газетах началась активная рекламная компания, какой до сих пор ещё не бывало в нашей стране. Причём в кампанию были внесены элементы интриги и таинственности, призванные заинтересовать зрителей. На экраны «Аэлита» вышла в сентябре 1924 года и имела огромный успех.

Фильм «Аэлита» стал настоящей классикой не только советского, но и мирового кинематографа. Впоследствии многие его ходы и идеи использовались режиссёрами при создании фантастических лент.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.