Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Махмуд Эсамбаев_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1961 В мире танца - фильм-балет, актер, автор сценария
1963 Я буду танцевать
1968 Лебединое озеро - фильм-балет
1972 Вино из одуванчиков
1973 Земля Санникова
1975 На край света...
1976 Пока бьют часы
1976 Честное волшебное
1983 Приключения маленького Мука
1984 Репортаж из бездны
1988 Дорога в ад
1994 Увертюра
1995 Зов предков

ЭСАМБАЕВ
Махмуд Алисултан

15.07.1924, село Старые Атаги, Чечня — 07.01.2000, Москва

Народный артист СССР
Герой Социалистического труда
Президент Международного союза деятелей эстрадного искусства
Академик Международной академии танца

Артист балета, эстрадный танцовщик, актер

Великий танцовщик

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги. Многие выдающиеся чеченские драматурги и писатели, музыканты и композиторы родом из этого прекрасного уголка планеты. Скорее всего, Махмуд Эсамбаев родился танцовщиком по склонности и таланту: природа щедро одарила "своего сына" необыкновенной выразительной пластикой тела, совершенным музыкальным слухом, феноменальной памятью, высоким ростом.

Махмуд танцевал всегда. Танцевал с тех пор, как помнит себя. С семилетнего возраста мальчик бойко отплясывал под одобрительный смех и восклицания старших на свадьбах, а в пятнадцать он стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, в девятнадцать был принят в Пятигорскую оперетту. Наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины, Махмуд Эсамбаев стал артистом. При этом он с трудом окончил лишь шесть классов средней школы.

В 20 лет Махмуд Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета, куда его приняли, оценив возможности самородка. В Киргизию семья Эсамбаевых была сослана во время депортации в 40-х годах. В годы войны Эсамбаеву пришлось танцевать и в военных госпиталях, и на строительстве оборонительных сооружений, и во фронтовой концертной бригаде на передовой.

Артист стоял у истоков киргизской хореографии. На сцене Киргизского театра оперы и балета он исполнял главные партии в классических и современных балетах, танцевал главные роли в первых национальных балетных спектаклях. Экспрессия эсамбаевского жеста и его орлиная внешность пригодились и для Злого гения, и для Гирея, и для Тараса в "Тарасе Бульбе" и и для отрицательной героини феи Карабос в "Спящей красавицы".

Монотеатр

Вдруг академическая сцена театра показалось Эсамбаеву "тесной" и он решил ее оставить - мастер обратился к народному танцевальному творчеству. Став солистом филармонии Чечено-Ингушской республики, маэстро начал создавать танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ были испанский танец "Ля-коррида", индийский ритуальный танец "Золотой бог", таджикский "Танец с ножами".

Эсамбаев создал уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. С программой "Танцы народов мира" он покорил не только Россию, но и весь мир. "На афише пишут "Танцы народов мира", а надо бы - "Народы мира в танце". Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет", - восторженно отмечал известный балетмейстер Юрий Григорович.

Используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкую мужскую грацию, Махмуд Эсамбаев многие композиции поставил себе сам. Им был создан авторский театр танца. Выступая в одиночестве, он искусно и легко подчинял себе любую сценическую площадку, артистично приковал к себе внимание и удерживал его. Все номера маэстро становились шлягерами.

Кино

Блистательный исполнитель ряда ведущих балетных партий, танцевальных сцен оперных спектаклей Киргизского театра оперы и балета, Ленинградского академического Малого театра оперы и балета имени С. М. Кирова, Большого театра СССР, конечно же, привлек внимание и кинорежиссеров.

Дебют Махмуда Эсамбаева в кино в 1961 году состоялся не только как актера, но и как сценариста. Он написал сценарий к телеспектаклю, фильму-балету "В мире танца", а вскоре последовала и главная роль Ишкоева в киноленте "Я буду танцевать". В экранизация балета Петра Чайковского, в фильме-балете "Лебединое озеро" в постановке режиссеров Аполлинария Дудко и Константина Сергеева мастер исполнил одну из главных партий.

Режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов пригласили Махмуда Эсамбаева на одну из главных ролей в приключенческо-романтическую драму "Земля Санникова" по сценарию "для денег" безработного оптимиста Марка Захарова. Это было до того, пока тот не стал еще тем "Марком Захаровым". В картине Махмуд Эсамбаев изображал Черного шамана в окружении туземок — полуголых примадонн бурятских театров, отпугивая своими завораживающими танцами героев хождения к земле Санникова — беглого каторжника Ильина, блестящее исполненная роль Владислава Дворжецкого, ссыльного поселенца Крестовского, роль несравненного Олега Даля, и просто авантюриста Губина в исполнении Юрия Назарова.

Профессиональной победой в кино маэстро танцев стала и роль придворного Музыканта "Несравнейнийшего" Иги-Наш-Туш у режиссера Геннадия Васильева в музыкальном фильме-сказке о волшебном Городе веселых тружеников "Пока бьют часы", да и неугомонный "Огонь" в сказке - комедии Юрия Победоносцева "Честное волшебное" был в исполнении Эсамбаева весьма убедителен.

Велик был масштаб личности маэстро танца. Эсамбаева любили, его обожали за талант, режиссеров покоряла внутренняя мощь актера. Елизавета Кимягарова пригласила танцовщика на роль казначея в "Приключения маленького Мука" по мотивам произведения Гауфа, но и в этой, немного необычной для него роли, Эсамбаев был превосходен.

Киногероям Эсамбаева свойственная особая, эсамбаевская стать! И этого просто нельзя было не заметить. Вот режиссер Георгий Базаров и утвердил актера на роль строго Учителя в политической драме "Репортаж из бездны", повествующей о военном перевороте в небольшой азиатской стране в конце 70-х годов. А в 1995 году Эсамбаев снялся и в международном кинопроекте. Кинолента "Зов Предков" - совместное производство Алжира и Узбекистана. В роли Великого Турана популярный танцовщик был как всегда неотразим.

"Гордый Махмуд"

Популярный солист эстрадной сцены 50-70-х годов, герой светских хроник последних лет 20 века, Махмуд Эсамбаев был не только мастером танца, но и великим человеком, который через свое искусство приобщал людей к гуманизму. При этом он никогда не скрывал свою национальную принадлежность, даже в самые тяжелые для чеченского народа времена. Его неизменная национальная папаха из отборного каракуля была столь же приметной, как и другой предмет его гордости - осиная до старости талия...

Великая балерина Галина Уланова о танцовщике Эсамбаеве сказала: "Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы..."

Махмуд Алисултанович Эсамбаев ушел из жизни 7 января 2000 года, похоронен маэстро танца в Москве на Мусульманском кладбище, филиал Даниловского кладбища.

Автор - Александра Сонечкина

Использованные материалы:
Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 года.
"Дом культуры и школа в Чечне будут носить имя известного танцора Махмуда Эсамбаева", статья, сайт "ИА REGNUM", июль 2008 г.
"В Грозном воздвигли памятник Махмуду Эсамбаеву", статья, июль 2008 г.

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.