Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-1 + ГОЛОСОВАНИЕ-2 * ВИКТОРИНА
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО + фото из журналов * ЗАРУБЕЖНЫЕ АКТЁРЫ * ОБОИ * ФОРУМ

Чирков Борис _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1927 Родной брат
1927 Мой сын
1928 Луна слева
1931 Одна
1931 Златые горы
1934 Чапаев
1935 Подруги
1935 Юность Максима
1936 Леночка и виноград
1937 Депутат Балтика
1937 Волочаевские дни
1937 Возвращение Максима
1938 Выборгская сторона
1938 Человек с ружьем
1939 Минин и Пожарский
1939 Учитель
1939 Великий гражданин
1942 Антоша Рыбкин
1942 Александр Пархоменко
1943 Фронт
1943 Кутузов
1943 Партизаны в степях Украины
1944 Иван Никулин - русский матрос
1946 Глинка
1948 Три встречи
1948 Суд чести
1950 Донецкие шахтеры
1950 Кавалер Золотой Звезды
1953 Нахлебник
1954 Верные друзья
1956 За власть Советов
1957 Рядом с нами
1957 Сестры автор сценария
1958 Дорогой мой человек
1958 Киевлянка
1959 Мечты сбываются
1960 Потерянная фотография
1960 Наследники
1962 Горизонт
1962 Грешный ангел
1963 Порожний рейс
1963 Каин XVIII
1963 Короткие истории
1963 Живые и мертвые
1964 Голубая чашка
1964 Вызываем огонь на себя
1965 Музыканты одного полка
1965 Первый посетитель
1965 Чрезвычайное поручение
1967 Мятежная застава
1968 Семь стариков и одна девушка
1971 Сердце Бонивура
1971 Шутите?
1972 Ижорский батальон
1973 Жили три холостяка
1973 По собственному желанию
1975 Роса
1976 Горожане
1976 Строговы

ЧИРКОВ
Борис Петрович

13.08.1901, станция Лозовая-Павловка, Украина - 28.05.1982, Москва

Народный артист СССР (1950)
Герой Социалистического Труда (1975)
Лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1952)

Начало

Борис Петрович Чирков родился 13 августа 1901 года на станции Лозовая-Павловка, что на Украине. Затем родители мальчика переехали в город Нолинск. Здесь в любительском драматическом театре Борис Чирков и начал свою творческую деятельность. Правда, не в качестве актера, а - суфлера. Мальчик жадно впитывал в себя доступные ему крохи большого мира: читал символистов и акмеистов, репетировал.

С 1926 года он, окончив Ленинградский институт сценических искусств, начал работать в Ленинградском ТЮЗе. Одной из первых театральных удач актера стала роль Санчо Пансы в спектакле «Дон Кихот». Это были первые шаги в искусстве. Но ведь именно первые шаги часто определяют и будущую походку. Такие черты образа Санчо Пансы, как смесь простодушия и лукавства, юмор и народная стихия, - так или иначе, отозвались во многих последующих работах Чиркова.

Первые шаги в кино

Кино Борис Чирков полюбил задолго до того, как начал в нем сниматься. Еще до революции он - мальчишка города Нолинска Вятской губернии - бегал смотреть на чудеса «синематографа». Прошли годы, кино повзрослело, Чирков - тоже, но ощущение чуда на каждом киносеансе не покидало его.

В кино он начал сниматься в 20-е годы. Среди его первых работ: Паташон в картине Евгения Червякова «Мой сын», Орский в приключенческом фильме Александра Иванова «Луна слева» и Гришка в фильме режиссера Кроля «Родной брат». Надо сказать, что от первых своих работ начинающий актер испытал некоторое разочарование, - чувство, хорошо знакомое тем, кто дождался долгожданного. Разочароваться было отчего – не имея опыта съемок, Чирков старался вложить в роли весь свой театральный опыт. Однако кино – не театр. Рассказывают, что когда Чирков впервые увидел себя на экране в фильме «Родной брат», он, сгорая от стыда, убежал из темного просмотрового зала, так и не досмотрев фильма.

Из неудачи Чирков извлек урок: понял, что в кино актер должен применять совсем иные выразительные средства, нежели в театре, что, как он скажет позже, - «не все доброе для театра можно тащить с собой на экран».

Новое кино, новые роли

Впервые в звуковом кино Борис Чирков снялся в крохотном эпизоде, сыграв болтливого парня, занявшего телефон-автомат, в фильме Г. Козинцева и Л. Трауберга «Одна». Ничего примечательного не было в роли, да и молодой исполнитель не проявил какое-то особенное мастерство или блеснул талантом. Не было этого. Но он сам, невысокого роста, не очень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямыми, с каким-то дефектом речи - ничуть, буквально ни одной чертой не похожий на актера, показался на редкость славным... Заключался в нем особенный, драгоценный дар: удивительная задушевность.

Козинцев и Трауберг обратили внимание на молодого актера и пригласили Чиркова принять участие в следующем фильме «Путешествие в СССР», предложив уже не эпизод, а маленькую роль деревенского парня, читающего наизусть книгу «Дети капитана Гранта». Фильм этот так и не был снят режиссерами, но их дружба с Чирковым все крепла и крепла. И когда был написан сценарий звукового фильма «Большевик», то Чиркова сразу же пригласили исполнить роль рабочего парня Демы.

Главную же роль в фильме должен был играть Эраст Гарин, в расчете на которого и писался сценарий «Большевик», но на первой же репетиции режиссеры поняли: Максима должен играть только Борис Чирков и никто кроме него. А уже в ходе работы название катртины изменилось с «Большевика» на «Юность Максима».

На экране актеру удалось создать не монумент героя революции, а живого человека во плоти и крови, «революцией мобилизованного и призванного». Зрители впервые увидели в чирковском Максиме конкретного, живого парня, делавшего революцию. Кинолента заканчивалась словами: «До свидания, Максим!» Но Максим, блистательно созданный Борисом Чирковым не мог уйти с экрана бесследно: зрители не допустили бы этого. Потому, три года спустя, появился фильм под названием «Возвращение Максима». А еще через несколько лет, в 1939 году, вышла завершающая часть трилогии – «Выборгская сторона», где действие происходило уже после Октябрьской революции. Здесь герой Бориса Чиркова уже учился управлять государством.

Одновременно с «Юностью Максима», Чирков снялся в роли старого крестьянина в фильме «Чапаев»: роль небольшая, но запоминающаяся. Зрители надолго запомнили старика с хитрыми глазами, пытливо «допрашивающего» Чапаева: «А вот, Василий Иваныч, мужики сумневаются: ты за большевиков али за коммунистов?» Чирков вообще нередко демонстрировал мастерство перевоплощения. Так, например, в картине «Депутат Балтики» 36-летний актер блестяще создал образ старого профессора.

А вот в роли Степана Паутина - героя фильма Сергея Герасимова «Учитель» - Чирков был ближе к самовыражению, чем к перевоплощению. Сельский учитель Степан Паутин - интеллигент в первом поколении. Актер создал характер тихий и скромный, но бесконечно терпеливый и настойчивый, обладающий огромными внутренними силами, - настоящий символ, сотканный из света идеи, а также мудрости и строгого, но справедливого добра.

40-е годы

Продолжал Борис Чирков сниматься и в годы войны. В это тяжелое для страны время требовались фильмы, поднимающие дух советского народа. Зачастую это были сатирические комедии, высмеивающие врага. Советский солдат в них всегда представал находчивым и непобедимым. Таким был и «Антоша Рыбкин» режиссера Константина Юдина. Чирков сыграл в нем повара-бойца, успешно проникающего в тыл к фашистам и наводящего там панику.

Были и более серьезные картины. В исторической ленте Владимира Петрова «Кутузов» Борис Чирков сыграл знаменитого гусара Дениса Давыдова, а в картине Леонида Лукова «Александр Пархоменко» - остро гротесковую роль хвастливого атамана Махно. Тем не менее, все эти роли не отличались особой глубиной. Если враг – то он должен быть ничтожным, если положительный герой, то в нем должно было присутствовать обобщающее начало при отсутствии индивидуальных черт. Такой обобщающий образ русского моряка был создан Борисом Чирковым в фильме «Иван Никулин - русский матрос».

Не изменилась ситуация и в первые послевоенные годы. Так в явно неудачном фильме «Суд чести» Чирков играл якобы обобщающий образ советского ученого, борющегося с «космополитизмом» в медицине. Даже в биографической ленте «Глинка» актер, играя главную роль, создавал опять же образ композитора вообще, а не конкретного человека. Тем не менее, несмотря на всю неубедительность фильмов зритель, благодаря великой игре и огромному обаянию актера, воспринимал и любил его героев.

Нвеки в памяти

Расцвет творчества Бориса Чиркова пришелся на вторую половину 50-х и 60-е годы – период обновления советского кинематографа. Одной из первых значительных его работ стала роль хирурга Чижова в комедии Калатозова «Верные друзья». Актер блистательно сыграл эту роль, наполнив ее задушевностью, в результате чего, чирковский Чижов превратился из скучного резонера в лукавого, наивного и мудрого простака.

Чижову вообще всегда удавались роли современников. За все время он лишь раз снялся в классике – в 1953 году в фильме-спектакле «Нахлебник» по Тургеневу он сыграл Кузовкина. Наверное, в этом плане наш кинематограф потерял, но талант многих актеров зачастую используется однобоко. Зрители любили Чиркова именно за похожесть на рядового советского человека, чем режиссеры и пользовались. Чирков же, выступая на экране от имени зрителя, стал, по сути, символом того времени. Гаврила Черноиваненко в военной ленте «За власть Советов», Санитар Жилин в драме Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек», Лещук в производственной киноповести «Мечты сбываются», Гаврила Романович Бирюков в военной киноленте «Живые и мертвые», туалетный работник в сатирической комедии «Каин XVIII» - эти и другие персонажи запомнились миллионам советским зрителям.

Свои последние роли актер сыграл, когда ему было за 70...

Катя ТУР

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 года;
М. Жежеленко, «Борис Чирков. Творческая биография», http://www.russkoekino.ru;
Валерий Кичин, «Актер, который не умел носить костюм», «Известия»;
«Чирков Борис Петрович», «Досье NEWSru.com», август 2001г.

Hmm... Good job, bro!

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.