В кино Даниэль Ольбрыхский дебютировал еще будучи первокурсником театрального
училища. В 1964 году он снялся в картине Я. Насфетера «Раненый». Год спустя, Ольбрыхский
сыграл сложнейшую роль в экранизации романа Ст. Жеромского «Пепел», осуществленной
Анджеем Вайдой, и явный успех этой трудной работы послужил началом великолепного
взлета карьеры актера.
До конца 60-х годов определилось разностороннее дарование Ольбрыхского, способного
и на сложные психологические роли современников, например, в фильме «Структура
кристалла» К. Занусси, и на фактурные исторические роли, сыгранные в фильмах «Графиня
Коссель» Е. Антчака, «Пан Володыевский» Гофмана, и острохарактерные комедийные
- «Охота на мух» А. Вайды.
С конца 60-х Ольбрыхский становится любимым актером Анджея Вайды, появляясь
во многих его знаменитых фильмах: «Все на продажу» (Wszystko Na Sprzedaz, 1969);
«Пейзаж после битвы» (Krajobraz Po Bitwie, 1969); «Березняк» (Brzezina, 1970);
«Свадьба» (Wesele, 1973) по Выспяньскому; «Земля обетованная» (Ziemia Obiecana,
1974) по Реймонту; «Барышни из Вилько» (Panny z Wilka, 1979), «Пан Тадеуш» (Pan
Tadeusz: The Last Foray in Lithuania, 1999).
70-е
годы отмечены обилием крупных ролей в фильмах других режиссеров. Так в исторической
дилогии режиссера Ежи Гофмана «Потоп» («Potop», 1794), снятого по одноименному
роману Генрика Сенкевича, Даниэль Ольбрыхский сыграл главную роль Анджея Кмитица,
волею судьбы связанного клятвою с отступником Гетманом и вынужденным воевать против
своих. На долю Кмитица выпадают тяжелые душевные и физические страдания. Но ценою
своих ран, плена, героических подвигов ему удается возвратить себе родину, любимую
и друзей.
Особое место в творчестве Ольбрыхского занимают фильмы венгерского режиссера
Миклоша Янчо «Агнец божий» (Egy Barany, 1970); «Пацифистка» (La pacifista, 1971),
в прихотливую творческую манеру которого актер сумел органично вписаться.
Интернациональная карьера актера
Интернациональная карьера Ольбрыхского получает бурное развитие в 80-е годы,
когда он играет сложные роли в фильмах крупных западноевропейских режиссеров:
К. Лелуша - «Одни и другие» (Les uns et les autres, 1980), Дж. Лоузи - «Форель»
(La truite, 1982), Маргарете фон Тротта - «Роза Люксембург» (Rosa Luxemburg, 1985),
а также М. Болоньини, М. Андерсона, Ж. Руффио.
Исполнил небольшие, но выразительные роли в фильмах «Невыносимая легкость бытия»
(The Unbearable Lightness of Being, по Кундере, 1987, Ф.Кауфман) и «Я - Иван,
ты - Абрам» (Moi Ivan, Toi Abraham, 1992, И. Зоберман). Сыграл лорда Винтера во
французской ленте «Миледи» по мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетера».
В российском кино
Немало
(особенно в последние годы) Даниэль Ольбрыхский сотрудничает и с российским кинематографом.
В 1998 году он снялся в роли Копновского в международном проекте Никиты Михалкова
«Сибирский цирюльник». В 2003 году Ольбрыхский сыграл одну из заметных ролей в
совместной драме Марека Новицкого и Александра Светлова «Брейк-поинт» (с Ириной
Розановой и Алексеем Кравченко в главных ролях).
В 2005 году вышло сразу несколько картин с участием Даниэля Ольбрыхского. В
первую очередь это, конечно, знаменитый блокбастер «Турецкий гамбит», в котором
актер исполнил роль корреспондента Маклафлина (McLaughlin). Кроме того, Ольбрыхский
сыграл Стромбаха в сериале «Гибель империи» и одну из ролей в совместной ленте
Кшиштофа Занусси и Никиты Михалкова психологической драме «Персона нон грата».
Даниэль Ольбрыхский женат. Жена - Monika Dzienisiewicz-Olbrychska.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Дмитрий Савосин, Статья о Даниэле Ольбрыхском www.km.ru;
Даниэль Ольбрыхский http://www.kinopoisk.ru